Построить еще один Транссиб РЖД не в силах, поэтому Цивилев ставит свои задачи
В Кемеровской области напряженные отношения между правительством и руководством РЖД. Предыдущий губернатор говорил, что у него, как у главы региона, одна задача – поезда с углем пропихивать по Транссибу. Железная дорога для Кузбасса всегда была самым узким местом. Сергей Цивилев, как более молодой и энергичный губернатор, стал форсировать эту ситуацию, но проблема была всегда. Это идея о том, что давайте передадим тому, кто сделает быстрее. Но если каждый регион будет определять, какое министерство какой функцией занимается, то через неделю мы потонем в сложностях. Если Кузбасс сможет доказать, что правительственные органы лучше, чем РЖД, будут справляться со строительством, то об этом надо подумать. Но тогда стоит об этом подумать по всей стране. Система управления должна быть единообразная.
Трудно сказать, есть ли у инициативы Цивилева перспективы. Если РЖД захотят избавиться от этих своих функций по строительству, то будут перспективы. Главный вопрос сейчас, будет ли расти пропускная способность железной дороги. Если будет, то и губернатор начнет бегать по более высоким кабинетам, к президенту пойдет с просьбой сделать так, потому что нужна эффективная железная дорога. Возможно, на это наложились и какие-то личные отношения. Потому что если ты все время работаешь толкачом, то у тебя постепенно появляются друзья и враги. Если ты все время звонишь людям по кабинетам, кто-то начинает привыкать, а кому-то ты начинаешь надоедать. Но у инициативы губернатора все же объективные основания. Не будет Цивилева, не будет нынешнего главы РЖД, а придут другие люди – все равно будет примерно та же ситуация: губернатор будет толкать свои поезда, а РЖД будет пропускать столько, сколько может, потому что ни одного старика Хоттабыча в штате РЖД нет, чтобы вырвать волосок – и поезда пошли. Тем более сейчас, когда железные дороги очень загружены, в том числе и восточные. Вопрос, который всегда был принципиальным, теперь стал более острым.
Построить еще один Транссиб РЖД не в силах, поэтому Цивилев и предлагает перенести это на тот уровень власти, который способен не просто приделать еще одну железнодорожную ветку или еще один путь, а существенно модернизировать и построить параллельный Транссиб. Почему была идея БАМа? Чтобы расширить узкое место. И там не только Кузбасс, но и Забайкальский край, у них тоже много вопросов по поводу транспорта. А РЖД второй Транссиб, конечно, не потянет. Это бизнес-структура, она не может все деньги вкладывать в строительство. Такая инфраструктура – это не вложения бизнеса, здесь должны быть деньги государства, потому что инфраструктура себя окупает не сразу, а бизнес ждать не может.