Поправки об освобождении чиновников от ответственности за невыполненные задачи – здравое и долгожданное решение


Чиновников могут освободить от ответственности за неисполнение задач, если на устранение недостатков не было выделено достаточно финансирования, что помешало служащим исполнить их обязанности. Проект поправок к КоАП с новыми основаниями для прекращения таких административных дел, подготовленный Минюстом, одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. В проекте отмечается: должно быть доказано, что чиновники требовали бюджетных ассигнований и составляли соответствующие проекты, но деньги не выделялись или выделялись недостаточные суммы, сообщает «Российская газета».

Что касается вопроса о том, есть ли какие-либо риски для муниципалитетов и не получится ли так, что чиновники смогут использовать поправку во избежание ответственности за недоработки, я считаю, что рисков нет вообще – ни для лю­дей, ни для чи­нов­ни­ков. По­прав­ки не по­вли­я­ют на из­ме­не­ние ка­че­ства ра­бо­ты, ка­че­ства жиз­ни, но они да­дут, мож­но ска­зать, ощу­ще­ние спра­вед­ли­во­сти.

Приведу пример с мусорной реформой, поскольку проблема вывоза мусора актуальна для многих регионов: мусор с территории не вывозится, что является основанием для привлечения к административной ответственности главы муниципалитета. Но если разобраться, то у него нет возможности ни сменить компанию, ни выделить свои подразделения для решения вопроса. Он оказывается в ситуации бессилия: не может повлиять на уборку мусора, но его должны оштрафовать. В этой ситуации логика отсутствует: нет возможности исправить ситуацию, но есть наказание. Поэтому появление поправок – это здравое и долгожданное решение. При этом не убирается норма, которая предусматривает наказание, если у чиновника все-таки был бюджет, были полномочия, но он в силу чего-то не решил поставленную задачу.

Каких-либо рисков злоупотребления положением, полномочиями в связи с данными поправками я не вижу. Все бюджетные средства, которые выделяются на различные программы, имеют срок действия. Например, если до конца года бюджет не осваивается, он уходит обратно. А если бюджета вовсе не было, и проблемы злоупотребления не возникает. Сейчас в трех регионах назревает большой скандал с постройкой школ – не укладываются в сроки. Но проблема заключается в том, что нет денег на строительство, их не хватило в силу разных обстоятельств. Рисков в этой ситуации нет, школы построить надо. Наказывать кого-то за то, что средства не выделены или сыграли роль внешние факторы, как минимум глупо. Наказать, возможно, стоит тех людей, кто не заложил резервные средства. Но речи о злоупотреблении здесь нет и быть не может.

Текущие административные наказания, по сути, выполняют больше функцию порицания. Если посмотреть, кого привлекают к подобного рода ответственности, то это чиновники среднего звена муниципалитетов. А если еще посмотреть основания для привлечения, то можно увидеть, что на них даже у мэрии нет ни полномочий, ни денег.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: