Минфин опубликовал проект правил списания задолженности регионов по бюджетным кредитам в обмен на инвестиции. Как сообщает «Коммерсантъ», схема описана в законе о федеральном бюджете на 2020–2022 годы и предполагает, что налоговые доходы от новых региональных инфраструктурных инвестпроектов будут вычитаться из объема задолженности регионов по бюджетным кредитам прошлых лет (до 2017 года).

Когда речь идет о долгах региональных бюджетов, то базовых причин для возникновения этих долгов может быть две. Первая причина – то, что региональные власти осуществляли заимствования, вкладывали деньги в развитие, но в действительности немного просчитались. То есть наступил экономический кризис, отдача от проектов (налоговые поступления) оказалась чуть хуже, чем ожидали. Или как в Калужской области, где региональные власти вкладывают деньги в привлечение инвесторов, инвесторы приходят, средняя зарплата по экономике растет, а это означает и рост расходов на заработную плату бюджетникам. И вот эти расходы становятся дополнительными. И хоть они и связаны с позитивными изменениями, но далеко не всегда региональные власти в состоянии их учесть.

Вторая группа причин – безответственная бюджетная политика, когда власти берут деньги не под развитие, не всегда разумно тратят средства и так далее. Поэтому, когда возникает вопрос о погашении задолженности, очень важно не поощрять регионы, которые проводили безответственную политику, и помочь тем регионам, которые действительно вкладывали заимствования в развитие. Например, регионам действительно достаточно сложно бывает справиться с ростом заработной платы при приходе инвесторов, потому что когда предоставляются налоговые льготы по инвестпроектам или просто проект только запускается, то сначала налоговые платежи от нового инвестора не такие, как в последующие годы. То есть инвестор на новом предприятии платит сотрудникам высокую зарплату, соответственно, сразу должна вырасти зарплата и у бюджетников, но на определенный уровень налоговых поступлений этот новый инвестор выйдет не в первый год работы, а позже. И в такой ситуации региональному бюджету действительно надо помочь. Поэтому, когда федеральные власти говорят, что они помогут погасить долги, которые были связаны с тем, что вложено в развитие, но не будут погашать те долги, которые возникли непонятно откуда, такая позиция правильная.

Раньше речь шла о дополнительных нормативах от налогов, которые должны оставаться в региональных бюджетах, а именно о дополнительном 1 % или 3  от федеральной части налога на прибыль. И эти дополнительные деньги должны помочь погасить имеющиеся долги перед бюджетом.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: