С момента назначения Сергея Боженова на пост главы администрации Волгоградской области прошло 11 месяцев. Губернатор смог показать собственные управленческие и лоббистские способности, умение разрешать конфликтные ситуации, находить общий язык с региональными элитами и отвечать на ситуационные вызовы. Какие предпосылки были у смены власти в Волгоградской области? Что характерно для Сергея Боженова во взаимоотношениях с федеральным центром? Каковы основные достижения нового губернатора, с какими проблемами и ограничителями ему пришлось столкнуться? Какова структура групп влияния и бизнес-групп в Волгоградской области? Кто и с какими результатами противостоит его политике? Каков дальнейший вектор развития Волгоградской области? На эти вопросы я попытался ответить в этом докладе.

1.Кризис региональной власти

К декабрю 2011 года кризис власти в Волгоградской области достиг апогея. Выборы в Госдуму фактически подвели черту под двухлетним правлением Анатолия Бровко. Итоги выборов в Государственную думу показали: команда региональных управленцев дискредитировала правящую партию, и рейтинги «Единой России» упали на беспрецедентно низкий уровень. За «Единую Россию» было отдано 35,48% голосов жителей области, «Справедливая Россия» получила 21,94%, КПРФ – 22,76%, ЛДПР – 13,29%. 

Показатель правящей партии оказался ниже общероссийского более чем на 10% (за «Единую Россию» голосовали 49,32% жителей страны). На предыдущих выборах в Госдуму в 2007 году «Единая Россия» в Волгоградской области набрала намного больше (57,7% голосов), а протестные партии — примерно в 1,5-2 раза меньше, чем в 2012-м: КПРФ — 15,7%, ЛДПР — 9%, «Справедливая Россия» — 8,7%. 

Не спасло региональную элиту даже то, что партийный список «Единой России» возглавил не губернатор, как в подавляющем большинстве других субъектов Федерации (63 из 83), а Виктор Зубков, имеющий в области непререкаемый авторитет. Областной центр на думских выборах-2011 показал результаты существенно хуже общерегиональных: «Единая Россия» по Волгограду набрала 29,74% избирателей, что во многом объясняется недоверием губернатору Анатолию Бровко и его окружению, отправившему в феврале 2011-го в отставку избранного главу города Романа Гребенникова и предложившему взамен неэффективного управленца Сергея Соколова. И без того невысокое доверие жителей региона главе снизило также то, что окончательные итоги выборов в Госдуму по Волгоградской области подводились несколько раз в течение трех дней, а предыдущие результаты объявлялись промежуточными. 

За время пребывания у власти управленческая репутация Бровко серьезно пострадала от случайных назначений в администрации области и громких судебных разбирательств в отношении чиновников из его ближайшего окружения. Имидж «чужака», назначенного сверху, был подкреплен командой незнакомых волгоградцам управленцев, тогда как «старая гвардия» из окружения предыдущего губернатора Николая Максюты оказалась не у дел. Через несколько месяцев нахождения у власти Бровко, лоббируя частные интересы, стал участником крупного коррупционного скандала, связанного с одной из схем снабжения горюче-смазочными материалами (ГСМ) сельхозпроизводителей весной-летом 2010 года.

Вице-губернатор по внутренней политике Федор Щербаков оказался замешан в скандале вокруг уголовного дела о растрате примерно 1 млн бюджетных средств при подготовке к празднованию Дня Победы в 2010 году. Ранее Щербаков стал идеологом патриотического проекта «Победа», широко анонсированного, однако не реализованного Анатолием Бровко. В марте 2011 вице-губернатор по внутренней политике покидает свой пост по собственному желанию. В конце апреля 2011 года на место, которое занимал Щербаков, был назначен Олег Матвейчев, экс-куратор Калининградской области в Администрации президента, что вызвало недоумение у наблюдателей.

В начале июля 2011-го Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу возбудило уголовное дело в отношении начальника управления по внутренней и информационной политике аппарата главы администрации Волгоградской области Романа Созарукова. Ему вменялось в вину мошенничество в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ) и незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), причем первое было совершено им до назначения в аппарат главы администрации области, а второе — уже после. Позже выяснилось, что Созаруков в 2003 году уже привлекался к уголовной ответственности. В конце июля Анатолий Бровко делает попытку ввести уже обвиняемого Романа Созарукова в состав областной избирательной комиссии, однако под давлением общественности меняет решение. К сентябрю 2011-го подследственный Созаруков покидает пост начальника управления по внутренней и информационной политике. Однако кадровый вывод главой региона не сделан, и Созаруков указом губернатора становится советником главы администрации.

В конце сентября 2011 года по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ) задержан председатель комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области Владимир Васин. Ему предъявлено обвинение в растрате 6 млн рублей.

На фоне многочисленных уголовных разбирательств обостряется конфликт между силовыми структурами и главой области. Заминку с назначением на пост главы регионального Следственного комитета экс-заместителя прокурора области Михаила Музраева региональные элиты напрямую связали с личной неприязнью к нему Анатолия Бровко. В течение двух лет губернаторства последнего Следственный комитет ведет неприкрытую борьбу с его окружением: все антикоррупционные расследования инициированы именно этим ведомством. Получила развитие также линия конфликта между губернатором и начальником УФСБ по Волгоградской области Сергеем Кокориным. Местная элита приписывала уход Кокорина в отставку непосредственным усилиям Бровко.

Весь 2011 год происходили отставки глав муниципалитетов. Начались они с отставки мэра Волгограда Романа Гребенникова (формальным поводом для нее стало неисполнение судебных решений), которая ознаменовала собой силовое разрешение конфликта между городской и областной властью. Вслед за мэром Волгограда досрочно были смещены главы Ольховского и Руднянского районов, а также сити-менеджер районного поселка Городище.

За 11 месяцев фактического безвластия в областном центре Бровко показал полную неспособность наладить эффективную работу с временно исполняющим полномочия главы Волгограда Сергеем Соколовым и контролировать ситуацию в городе. Представители разных групп элиты, представленных в городской думе, так и не смогли выбрать из своего состава нового главу. Анатолию Бровко не удалось провести свою креатуру — зампреда гордумы Александра Мордвинцева.

К концу правления Бровко Волгоград и область оказались втянуты в систему принудительной эскалации долговой зависимости в сфере ЖКХ и энергопотребления, начавшую складываться еще в период правления Николая Максюты. Около 10 лет назад в регионе был создан механизм искусственного накопления долгов. С помощью экономически необоснованных (как правило, заниженных, так называемых «кривых») тарифов создавалась задолженность коммунальных операторов (с 2009 года — МУПов, а затем управляющих компаний) перед поставщиками ресурсов с целью сокрытия схем, близких к мошенническим. Контроль за подавляющим большинством управляющих компаний осуществлялся либо чиновниками, либо депутатами, либо представителями силовых структур. За весь период пребывания у власти Анатолию Бровко не удалось вскрыть мошеннические схемы. 

В преддверии нового 2012 года область наводнили слухи о грядущей отставке Бровко, которые не утихали и в период новогодних праздников. Сам действующий глава региона устранился от каких-либо комментариев на этот счет. 10 января 2012 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел селекторное совещание «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» с участием глав регионов, где подверг жесткой критике действия Анатолия Бровко. В частности, премьер-министр акцентировал внимание на том, что только 15% респондентов позитивно оценивают работу губернатора. Владимир Путин также охарактеризовал Волгоградскую область как один из регионов с наихудшими показателями по сокращению исполнительной властью неэффективных расходов и как регион, резко снизивший свое положение в рейтинге эффективности работы органов исполнительной власти (более чем на 10%). Главе региона вменялась также вину ставшая хронической ситуация с крайне низкими показателями по вводу жилья. Критика Путина затронула и снижение прибыли организаций Волгоградской области, составившее 8,7%. Совещание стало индикатором отношения Кремля к персоне Бровко и показало, что глава исполнительной власти субъекта Федерации утратил доверие федерального центра.

Отставку Анатолия Бровко, формальным поводом для которой стало заявление «по собственному желанию», в Волгоградской области прогнозировали и ждали.

2. Приход Сергея Боженова. Волгоград и федеральный центр

Назначение экс-мэра Астрахани, депутата Государственной думы РФ Сергея Боженова на должность и.о. главы администрации Волгоградской области состоялось 17 января, сразу после сложения полномочий прежнего главы. Через несколько дней после этого Боженов, главный федеральный инспектор Дмитрий Сафонов и сенатор Владимир Плотников были представлены Президенту РФ руководством «Единой России» в качестве кандидатов в волгоградские губернаторы. Практически сразу после этого волгоградская элита раскололась на три части: большинство — сторонники Боженова, часть (ряд депутатов, представителей силовых структур и работников временной администрации Волгограда) поддержала Плотникова, еще одна группа заняла выжидающую позицию. Настороженность в отношении кандидатуры Боженова объяснялась боязнью административной элиты потерять административные ренты и рабочие места и опасениями передела рынка со стороны бизнес-игроков.

В открытое противостояние с Боженовым сразу после назначения вступили лидеры регионального обкома КПРФ, публично позиционируя его как «чужака». Недоверие Боженову высказала и научная общественность. Ректор ВолГТУ Иван Новаков обратился к председателю волгоградского РО «Единой России» с просьбой отложить рассмотрение кандидатур на пост губернатора, назвав исполняющего обязанности главы администрации «противоречивой фигурой», которая «не может способствовать при голосовании 4 марта 2012 года авторитету нашего лидера Владимира Путина». 

31 января 2012 года Президент РФ внес кандидатуру Боженова на рассмотрение депутатов волгоградской областной думы для утверждения на пост главы администрации Волгоградской области. 2 февраля большинством голосов парламентариев (31 из 38) Сергей Боженов был утвержден в должности. Фракция КПРФ полном составе (6 человек) отказалась голосовать за Боженова, мотивируя это тем, что губернатор у региона должен быть всенародно избранным.

Многочисленные попытки формирования негативного имиджа нового губернатора предпринимались еще до его прибытия в Волгоградскую область. Развернулась масштабная заочная дискредитирующая интернет-кампания, ставшая вскоре очной и продолжающаяся по настоящее время. В блогах оппозиционных астраханцев появились псевдоаналитические публикации, направленные против Сергея Боженова; информация быстро распространилась и в волгоградской блогосфере. 

Своими заявлениями и действиями Сергей Боженов сразу заявил о подчеркнутом дистанцировании от конфликта интересов региональных лоббистских групп, из-за чего воспринимается многими из них негативно. Волгоградская область уже 15 лет (с начала правления Николая Максюты) живет в состоянии войны «все против всех». В регионе сформировался специфический местный стиль взаимоотношений: борьба элит между собой и с любым главой области независимо от его управленческих качеств. Часто за конфликтами, даже системными, стоят личные амбиции высокопоставленных руководителей управлений федеральных органов власти и правоохранительных органов; подлинная причина противостояния — скорее в области психологии, нежели в сфере экономики или политики.

Первые решения нового губернатора характеризуют его как руководителя, исполняющего взятые на себя обязательства и намеренного серьезно работать в интересах региона. Одним из первых шагов Сергея Боженова стало решение об оптимизации регионального управленческого аппарата и создании правительства Волгоградской области. В середине марта решение о внесении соответствующих изменений в Устав региона было принято облдумой, а к середине апреля правительство было полностью сформировано и начало работу. В отличие от своего предшественника Анатолия Бровко, Боженов делает ставку на профессионалов — частично волгоградских, частично иногородних, — уже имеющих за плечами опыт и позитивные достижения. Главой правительства становится Константин Храмов — экс-мэр Невинномысска (Старопольский край), реализовавший одно из самых успешных начинаний в промышленности Северного Кавказа — масштабный проект индустриального парка.

Итоги выборов в Волгоградской области в 2012 году позволяют говорить о стабилизации политической ситуации. Впервые эта тенденция наметилась в марте на выборах Президента РФ, была продолжена в сентябре в Михайловке и закрепилась в Единый день голосования. Это очевидные политические победы, одержанные при новом губернаторе Сергее Боженове, от которого ждали позитивной коррекции имиджа и структуры «Единой России» в регионе. 

Явка на президентских выборах составила в регионе 63,85%; с огромным отрывом от других кандидатов победу одерживает Владимир Путин, набрав 63,42% голосов — эти цифры разительно отличаются от итогов региональных выборов в Госдуму. Еще одной отличительной чертой мартовских выборов наблюдатели называют небольшое количество жалоб на нарушение избирательного законодательства: всего было подано менее 20 заявлений.

Выборы мэра и местной думы областного города Михайловка, состоявшиеся 23 сентября 2012 г., также подтвердили эффективность работы Боженова в политическом поле. Победу одержал единоросс Николай Семисотов, заручившийся поддержкой 62% избирателей. Большинство мест в горсовете также достается представителям правящей партии: «Единая Россия» получает 5 из 11 мест по партийным спискам и 9 из 10 по одномандатным округам; всего — 14 из 21.

14 октября в Единый день голосования в Волгоградской области завершаются 13 избирательных кампаний по выдвижению на посты глав муниципальных районов и сельских поселений, а также довыборам в районные и городские думы. В двух районах области — Светлоярском и Жирновском — избранными главами становятся соответственно единоросс Борис Коротков и сторонник «Единой России» Александр Шевченко. Большинство мандатов (9 из 11) также получают кандидаты от партии «Единая Россия» либо ее сторонники.

Состоявшиеся в регионе избирательные кампании подтвердили практическое отсутствие реальной оппозиции в Волгоградской области: парламентская не в состоянии выдвинуть кандидатов, способных дать ответ на запросы традиционного протестного электората, в непарламентской нет единства и популярных лидеров; и у той, и у другой нет реально осуществимых рациональных программ. 

Несмотря на явное преимущество «Единой России», Боженов вступает в диалог с региональными парламентскими лидерами и находит с ними точки соприкосновения. 

По принимаемым решениям и реализуемым действиям нового губернатора становится ясно: ставка федерального центра сделана на Боженова. Спустя полгода работы в Волгоградской области Боженов включен в Президиум Госсовета РФ, а еще через месяц — в Совет по развитию местного самоуправления при Президенте РФ и в президиум этого Совета. Безусловно, все это свидетельствует о высоком доверии Кремля. 

Индикаторами роста влияния Сергея Боженова становятся рейтинговые продукты влиятельных аналитических центров. Незнакомый региональной элите и электорату, Боженов тем не менее смог за время пребывания у власти вырасти в рейтинге избираемости глав субъектов РФ, составленном «Политической экспертной группой». В июне имея индекс «C», что соответствует шансам переизбраться через прямое всенародное тайное голосование (с условным показателем «ниже среднего»), к октябрю Боженов получает «C+» — средние шансы на избрание. В обнародованном в октябре 2012 г. рейтинге политической выживаемости губернаторов фонда «Петербургская политика» и коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» волгоградский губернатор получает твердую «четверку» (для сравнения, в том же рейтинге годичной давности действующий глава региона Анатолий Бровко был оценен на «2»). Рейтинг влияния глав субъектов РФ, который производит АПЭК, наглядно продемонстрировал стремительное укрепление позиций Боженова. С 75-го места в январе 2012 года уже к концу февраля он поднялся на 54 строку, а в октябре занял 19-е место, попав в сегмент глав субъектов Федерации с очень сильным влиянием.

В августе 2012 г. Международное рейтинговое агентство Fitch объявило о присвоении Волгоградской области очередных кредитных рейтингов в иностранной и национальной валюте. Долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте установлены на уровне «BB-», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный». Присвоенные рейтинги аналогичны тем, что были установлены агентством в 2011-м году, однако регион получил от аналитиков Fitch прогноз по улучшению показателей. 

Волгоград становится форпостом «новой политики» Кремля на Юге России. Однако для перелома прежнего уклада прошло слишком мало времени; область пока не готова к системным активным действиям. У региона много проблем, позитивная динамика в решении которых возможна лишь при поддержке федерального центра.

Сергей Боженов из кризисного менеджера, который был назначен в Волгоград для решения электоральных проблем, превратился в деятеля, на которого федеральный центр делает ставку.

3. Политика Сергея Боженова: вызовы и ответы

Сергей Боженов стремится быть «народным губернатором». Об этом свидетельствует стиль общения главы с элитой и простыми людьми, умение владеть аудиторией. Губернатор придерживается «диалогового формата» взаимодействия с гражданами по модели «атаман и казачий круг». Губернатор медийно активен, открыт и коммуникабелен — в СМИ регулярно выходят его интервью с актуальными комментариями, журналисты с периодичностью приглашаются для неформального общения с главой региона.

Для налаживания связей с местной элитой Боженов сформировал пул советников губернатора, куда, что примечательно, частично входят и советники Анатолия Бровко: глава региона не отказывается от услуг профессионалов. Первым советником губернатора становится экс-мэр Волгограда Роман Гребенников, что добавляет очков новому руководителю: авторитет бывшего главы областного центра в городе значителен. Впервые в Волгоградской области создается общественный совет при губернаторе. Создаются Общественные советы при всех профильных министерствах и ведомствах. В регионе начинает действовать проект по дистанционному вовлечению граждан в процесс управления — сайт volga-dialog.ru, основанный на принципе краудсорсинга.

Ситуация в Волгоградской области ставит перед Боженовым несколько серьезных вызовов. Наиболее масштабный из них — традиционно неблагоприятное состояние регионального бюджета. Бюджет Волгоградской области и в предыдущие годы был дефицитным. Таков, например, бюджет 2011 года: 63,7 млрд рублей — расходная часть, 56,7 млрд рублей — доходная; дефицит составлял 7 млрд рублей, или 14,8%. В проекте бюджета-2012 был заложен максимально возможный дефицит — 15%, или 7,6 млрд рублей (доходы — 60,5 млрд рублей, расходы — 68,1 млрд рублей). 

Позиционирование бюджетов предыдущих лет как «социальных» вело не к развитию, а к росту долгового бремени. За три посткризисных года (с 2009-го до конца 2011-го) долг Волгоградской области вырос более чем в 3 раза. К ноябрю 2012 года долг вплотную приблизился к 40 млрд рублей.

В жестких условиях недобора средств (бюджет-2012 по прогнозам на конец года не будет исполнен по доходам примерно на 8 млрд рублей) верстается проект бюджета на 2013 год, который не прошел с первого раза рассмотрение четырех комитетов областной думы. 

Специалисты команды Боженова уверены: «экономическое чудо» возможно, но для его достижения потребуется время и серьезные усилия. Финансисты правительства Волгоградской области акцентируют внимание на необходимости усиления совместной работы с налоговыми органами, чтобы увеличить собираемость налогов и наполнить областную казну. Министр финансов области Марат Абдулхалыков заявил о том, что сокращение расходов бюджета-2013 на 10% — жесткая, но реальная оптимизация, отвечающая сложившимся условиям. Вместе с тем областная власть осознает необходимость сохранения социальных приоритетов. Несмотря на напряженную финансовую ситуацию, индексируется заработная плата всем работникам бюджетной сферы. Серьезным дополнительным источником пополнения доходной части бюджета области может стать максимальное участие в федеральных целевых программах. Команда губернатора заявляет о готовности к диалогу с областной думой, чтобы вместе оптимально скорректировать непростой бюджет-2013. 

Вызовом для Сергея Боженова стала и ситуация с региональным сельским хозяйством. Эпизоотия африканской чумы свиней (АЧС) небывалых ранее масштабов, начавшаяся в Волгоградской области летом и продлившаяся до октября, нанесла колоссальный ущерб региональному животноводству. Под ликвидацию попало 18 тысяч голов скота. Часть региональной элиты с целью собственного PR-продвижения многократно заявляла об отсутствии на территории области опасного заболевания и лоббировании властью интересов крупных производителей мяса, якобы собирающихся поставить регион под контроль. В городе-спутнике Волгограда Волжском, попавшем в первую угрожаемую зону по АЧС, на время карантина были закрыты все рынки, что вызвало волну негодования представителей малого бизнеса. Только политическая воля Боженова и его команды способствовала тому, что ситуация не вышла из-под контроля и стабилизировалась.

Засуха 2012 года стала сильным негативным фактором, затормозившим развитие сельского хозяйства региона. На корню погибла четвертая часть урожая, вместо запланированных 3 млн тонн зерна собрано лишь 2,4 млн тонн. О масштабах проблемы свидетельствует то, что в июле 2012 года именно Волгоградскую область премьер-министр Дмитрий Медведев выбрал для проведения совещания по решению аграрных вопросов. Сергей Боженов доложил премьеру о крайне сложной ситуации в регионе и был услышан федеральным центром. В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства РФ согласовывается сумма компенсации волгоградским аграриям, которые лишились урожая зерновых культур из-за засухи, — около 400 млн. рублей. При этом сам Боженов инициировал региональную поддержку начинающих фермеров. Возможная сумма выплат каждому хозяйству — до 400 тысяч рублей. Фермерам будет также оказана единовременная помощь в размере 100 тыс. рублей на бытовые нужды. Прием заявок на гранты уже ведется региональным Минсельхозом.

Волгоград встретил Боженова практически полностью разрушенной дорожной инфраструктурой. Губернатору, заявившему о стремлении решить этот вопрос, брошен «дорожный вызов». Сергей Боженов сталкивается с коррумпированностью системы региональной власти и исполнителей губернаторских поручений, с неготовностью к конкретным действиям. «Дорожный миллиард» губернатора (важное решение, потребовавшее серьезной политической воли и мобилизации ресурсов), выделенный на волгоградские дороги, не освоен подрядчиками; 30% сделанных дорог — низкого качества и будут переделываться. В регионе попросту нет современных производств материалов для дорожного покрытия. Именно поэтому Боженовым принято решение о строительстве новых асфальтовых заводов. 

«Коммунальный кризис» стал жестким вызовом, потребовавшим вмешательства губернатора. Многолетняя ситуация с «кривыми» тарифами и многочисленными сменяющими друг друга посредниками между поставщиками ресурсов и конечными потребителями, позволяющая осуществлять финансовые махинации (коммунальные операторы, МУПы, управляющие компании), стала причиной резкого обострения ситуации. Повышение коммунальных тарифов в сочетании с изменением схемы оплаты за отопление породили массовое недовольство жителей области, получивших в сентябре-октябре платежные квитанции с суммой платежей, возросшей в 1,5-2 раза. Благодаря относительно эффективной работе региональных госжилинспекции и министерства по ЖКХ и ТЭК удалось снизить градус социальной напряженности. Другую ситуацию, также связанную со сферой жилищно-коммунального хозяйства, губернатору удается разрешить лишь переводом в «ручной» режим: только после жестко поставленных Боженовым условий возобновлена после трехмесячного перерыва подача горячей воды в Красноармейский район Волгограда. Жители оказались заложниками ситуации, при которой ресурсоснабжающая организация прекратила подачу воды за долги коммунального оператора. Неудивительно, что Боженов, быстро действуя в интересах населения, подвергается критике отдельных наблюдателей за вынужденный акционизм.

Налицо и позитивные изменения, демонстрирующие эффективность политики региональной власти. Так, позитивную динамику показывает волгоградская промышленность. За 9 месяцев 2012 года индекс промышленного производства Волгоградской области составил 104,1% к уровню соответствующего периода 2011 года, опередив общероссийский показатель (по Российской Федерации — 102,9%). Рост индекса связан с развитием обрабатывающих производств — увеличение показателей на 5,2%. Отмечается рост объемов производства в базовых отраслях: производстве нефтепродуктов — на 8,3%, в производстве машин и оборудования — на 18,4%, в производстве транспортных средств — на 96%, производстве резиновых и пластмассовых изделий — на 14,7%.

Проанализировав предпосылки кризиса волгоградской экономики, губернатор и его команда пришли к выводу о необходимости обширных инвестиций в регион, а затем сделали ставку на приток инвестиций. Боженов начинает активную лоббистскую деятельность по привлечению инвестиций. Составляется инвестиционный меморандум, представляющий собой своего рода «шпаргалку для инвестора». Документ объединил в себе все правовые нормы, регламентирующие инвестиционную деятельность на территории региона, в нем закреплены приоритетные направления местной инвестиционной политики и основные механизмы господдержки. Глава региона утвердил «Программу создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Волгоградской области на 2012-2014 годы».

Результатом экспозиции Волгоградской области на ежегодном осеннем инвестиционном форуме в Сочи становятся заключенные соглашения на 27 млрд рублей, что составляет более 5% валового регионального продукта. Губернатор делает ставку на Чемпионат мира по футболу 2018 года, и она оправдывается — Волгоград входит в список городов, которые примут матчи мундиаля. Это открывает перед регионом масштабные перспективы — строительство отелей (часть которых уже возводится, а по части подписаны соглашения), развитие и реконструкция транспортной инфраструктуры (аэропорт, железнодорожный и автовокзал, дороги), возведение новых спортивных объектов и реконструкция набережной имени 62-й армии. Еще один краткосрочный инвестиционный проект для Волгоградской области, осуществляемый при непосредственной поддержке федерального центра — подготовка и проведение праздничных мероприятий, посвященных 70-летнему юбилею победы в Сталинградской битве. По состоянию на октябрь 2012 объем инвестиций в регион вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В 2012 году в экономику области планируется привлечь 127 млрд рублей инвестиций.

В Волгоградской области формируется позитивный климат для развития предпринимательства. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) опубликовал информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2012 года». Согласно исследованию, число предприятий в Волгоградской области в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось более чем на 30 единиц и составило 147, при этом регион вошел в десятку российских территорий, где этот показатель демонстрирует наибольший рост. На 1 июля 2012 г. в Волгоградской области зарегистрировано 3,8 тыс. малых предприятий. Численность работников малых предприятий в регионе увеличилась почти на четверть и составила 97 тыс. человек. За первое полугодие общий объем оборота малых предприятий в регионе с учетом индекса потребительских цен увеличился на 68,8% — это лучший результат в стране.

Губернатор посещает Челябинск для обмена опытом по строительству малобюджетного жилья. Параллельно с этим в области в рамках поручения Владимира Путина по поддержке молодых семей разрабатывается и принимается программа о компенсации гражданам части расходов (2/3 ставки рефинансирования) по оплате процентов по ипотечным жилищным кредитам. Впервые началось предоставление земельных участков под строительство многодетным семьям по закону. Снята острая напряженность по проблеме детских садов, очередь в них планомерно сокращается.

Боженов за время руководства регионом проявил себя как эффективный менеджер, сумевший привлечь в регион дополнительные бизнес-проекты и инвестиции. Однако без поддержки федерального центра и оптимизации имеющихся ресурсов региону будет крайне тяжело выйти из сложившегося глубокого кризиса.

4.Элиты Волгоградской области

4.1.Административная элита 

Опасения региональной административной элиты по поводу прихода Боженова в основном не оправдались. Эффективным специалистам и управленцам были сохранены рабочие места или предложены новые посты. Так, большинство советников Анатолия Бровко остались на прежних постах и при новом губернаторе. Команда Боженова интегрировала представителей окружения Максюты (среди них — Керсанов, Галушкин, Сизов, Давыдов, Харичкин) и Бровко (Черняева, Гепфнер, Беков, Коротков), а также представила региону новых управленцев из других регионов. Однако только «варяги» вызвали отторжение и резкую критику части местной элиты — еще до того, как они приступили к выполнению своих обязанностей.

В начале июня 2012 года Сергей Боженов продлил полномочия члена Совета Федерации от исполнительной власти Волгоградской области Николаю Максюте, тем самым очередной раз выказав уважение «старой гвардии».

Сергей Боженов становится первым за долгие годы губернатором, ликвидировавшим постоянную напряженность между областной и городской властью. Многочисленные конфликтные линии, прежде всего по поводу межбюджетных отношений: Максюта-Чехов, Максюта-Ищенко, Максюта-Гребенников, Бровко-Гребенников, — существовавшие ранее в волгоградском политическом поле, приучили местную элиту к невозможности существования в иных условиях. Боженов, заняв пост губернатора, пообещал прекратить безвластие в областном центре и обещание выполнил. К концу апреля у Волгограда есть и.о. сити-менеджера Владимир Собакарь и глава города Валерий Васильков, с которыми у областной власти налажено взаимодействие.

Областная власть задает рамки для деятельности городской и контролирует ее эффективность. Самым значительным реализуемым проектом становится подготовка к проведению матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Боженов, лоббируя на федеральном уровне интересы Волгограда, рассчитывает на поддержку Собакаря и получает ее. По инициативе губернатора в городе уже начато строительство отелей международного класса, планово ведется строительство транспортной развязки на Тулака, ведется проектирование других объектов для Чемпионата мира.

При непосредственном участии городской власти ведется кампания по ремонту дорог. Боженов и Собакарь совершают регулярные объезды с дорожными комиссиями. Часть ответа на «дорожный вызов» ложится на плечи и.о. сити-менеджера, ведь заказчиком при исполнении работ выступает муниципалитет, и ответ за некачественно сделанный либо не сделанный вообще ремонт горожане ждут от мэрии. Для удобства горожан, информирования о ходе ремонта дорог и возможности отметить наиболее проблемные места по инициативе Боженова создается интерактивная «Дорожная карта».

При поддержке федерального центра Боженов содействует решению проблемы волгоградских долгостроев. В июне город посетил руководитель рабочей группы президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков, депутат Государственной Думы Александр Хинштейн, целью которого стала помощь обманутым дольщикам, вложившимся в строительство жилья. Дело сдвинулось с мертвой точки при помощи областной власти. К сентябрю дома были достроены и отделаны; Боженов и Собакарь проинспектировали сделанную работу.

При конструктивном взаимодействии городской и областной властей в Волгограде начала спадать многолетняя нараставшая напряженность, связанная с нехваткой детских садов. По состоянию на октябрь введены 2,5 тысячи мест, всего в 2012 году планируется открытие 5,5 тысяч мест. Очередь стремительно сокращается.

Готовность к конструктивному диалогу и совместному принятию жестких решений была продемонстрирована Собакарем при подготовке города к зиме. Город выполнил поручение Боженова, несмотря на жесткую критику.

В октябре Владимир Собакарь представил общественности Волгограда отчет о проделанной работе. Наиболее острыми проблемами он считает вопросы коммунальной сферы, благоустройства, озеленения, нехватки детских садов, строительства новых транспортных развязок и дорожного ремонта. Отвечая на вопросы жителей, Владимир Собакарь, в частности, пообещал, что до конца декабря будет обеспечено нормальное водоснабжение пос. Гумрак, в бюджет-2013 внесут расходы на установку ограждения школ, а уже в ноябре этого года в Волгограде появится муниципальный жилищный контроль. Кроме того, он подтвердил свое намерение выйти с инициативой в городскую думу об увеличении ассигнований на благоустройство и озеленение Волгограда, а также заявил, что бюджетный секвестр не коснется социально значимых сфер.

Однако противоречия внутри самой городской власти сохраняются. Регулярно подвергается критике общественности самоустраненность от городских дел главы Волгограда и одновременно спикера гордумы Валерия Василькова. Васильков никак не проявляет себя в смысле артикулирования политических интересов, в то же время продвигая интересы собственных коммунальных компаний. 

Боженов сумел сработаться с представителями окружения прежних губернаторов, интегрировать чиновников. Однако работа по консолидации элит не закончена из-за их сильной фрагментации, а также уже имеющихся и вновь возникающих конфликтов интересов.

4.2.Партийная элита

«Единая Россия», безусловно, наиболее влиятельный партийный игрок Волгоградской области. «Единая Россия» имеет большинство мест в областной (25 из 38) и городской (30 из 47) думах. Помимо губернатора Сергея Боженова, являющегося членом президиума регполитсовета партии, в числе значимых деятелей — секретарь регионального политсовета, председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов, руководители фракции в областной думе Сергей Булгаков и в городской думе Ирина Соловьева, руководитель регионального исполкома партии Андрей Биленко, а также ряд активно работающих и постоянно присутствующих в медийном пространстве депутатов областной думы. Партия была дискредитирована действиями предыдущего главы региона, однако политика Сергея Боженова добавила ей очков, что отразилось на результатах выборов в регионе. 

КПРФ сохраняет влияние в Волгоградской области скорее по остаточному принципу. Если раньше регион безоговорочно относился к так называемому «красному поясу», а Максюта был едва ли не последним «красным» губернатором, то в последнее время популярность коммунистов — как персоналий, так и их идей — идет на спад. Наиболее заметны в политическом поле экс-лидер волгоградского обкома, депутат Государственной думы Алевтина Апарина, действующий первый секретарь и лидер фракции в областной думе Николай Паршин, а также депутат областного парламента, экс-уполномоченный по правам человека Михаил Таранцов. Во фракции облдумы — 6 депутатов-коммунистов, в городской думе партия не представлена. 

После ухода с занимаемого почти 20 лет поста первого секретаря Волгоградского обкома КПРФ депутата Госдумы Алевтины Апариной, имеющей большой политический вес и авторитет не только среди однопартийцев, влияние коммунистов в регионе ослабевает. Традиционный электорат не могут привлечь популистские идеи нового руководителя обкома, конструктивных предложений партия не транслирует. Неспособность коммунистов к выработке конкретных предложений и разрешению конфликтных ситуаций, банальная «митинговая» стратегия приводят к оттоку сторонников. Несмотря на то, что коммунисты одними из первых, еще до прихода Боженова в регион, заявили о неприятии губернатора-«варяга» и продолжают придерживаться этой стратегии, критикуя практически все его шаги, существенного ущерба имиджу главы региона это не наносит.

«Справедливая Россия» с переездом из Волгограда в Воронеж Олега Пахолкова активного участия в политической жизни региона как оппозиционная сила практически не принимает. Публикации бесплатно распространяемой по почтовым ящикам волгоградцев газеты «Блокнот», ранее воспринимаемой как рупор «эсеров», сегодня потеряли остроту. Региональное отделение партии дискредитируется информацией о судебных делах, махинациях и многомиллионных долгах их волгоградского лидера Олега Михеева. Сравнительно заметны и активно отстаивают свои позиции три региональных справоросса. Все они депутаты областной думы: Олег Болотин, Наталья Латышевская и Сергей Попов. Всего во фракции 4 члена, ее лидер Станислав Коротков лоялен правящему большинству и губернатору. Во фракции «Справедливая Россия» городской думы — 2 депутата, их политическая активность практически нулевая.

Либерально-демократическая партия России в Волгоградской области представлена крайне слабо. Активных харизматичных протестных лидеров в региональной ЛДПР нет. Фракция ЛДПР в облдуме состоит из двух человек, в основном лояльных губернатору.

Депутаты областного парламента активно идут на диалог с администрацией региона. Все конфликты разрешаются в рабочем порядке; и законодательная, и исполнительная власть в любом случае работают в рамках закона, установленных процедур и постоянного взаимодействия. Иная ситуация в городской думе Волгограда. Законодательный орган работает уже при третьей городской и областной власти, многие из народных избранников занимают выжидательную позицию: срок полномочий думы подходит к концу. Сегодня действующую городскую думу можно охарактеризовать как «потерянный созыв» — стратегических решений здесь давно не принимается. Тем не менее дума буквально раздираема внутренними противоречиями. Весной 2012 г. разгорелась активная борьба за кресло руководителя фракции «Единая Россия», и действующему руководителю Ирине Соловьевой с трудом удалось отстоять свое место. Еще одной конфликтной линией стало лоббирование депутатами-представителями бизнес-структур собственных коммерческих интересов на законодательном уровне (предоставление бюджетных госгарантий на частное строительство). Попыткам превращения городского парламента в площадку для реализации бизнес-схем активное сопротивление оказали Ирина Соловьева и группа депутатов, получивших в СМИ прозвище «женский батальон» — Анна Кувычко, Вера Арефьева, Елена Вознесенская, Марина Павлова, Ирина Фомина. 

Боженов сумел найти общий язык со всеми группами политической элиты и заручиться если не поддержкой, то молчаливым согласием оппозиционных политических сил на проведение своей политики. Немногочисленные протестные группы не могут нанести реального вреда губернатору и существенно повлиять на региональный политический процесс.

4.3.Бизнес – элита

Придя к власти, Боженов отчетливо осознавал (и говорил об этом публично), что кроме привлечения новых бизнес-игроков с инвестициями нельзя допустить оттока из региона уже имеющихся крупных налогоплательщиков и поставщиков ресурсов. Губернатор сразу начал работу по выстраиванию рамочных отношений с ними. Уже в феврале он провел встречу с президентом ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым, с которым был знаком еще по работе в Астрахани. Боженов неизменно подчеркивает важную роль этой структуры как серьезного делового партнера области. 

Поддерживает Боженов и давнее сотрудничество региона с «Газпромом». На сентябрьском совещании в Волгограде под руководством председателя совета директоров ОАО «Газпром» Виктора Зубкова подведены промежуточные итоги выполнения программы газификации региона. Сделаны выводы: компания полностью реализовала свои обязательства как в 2011, так и в 2012 годах. Однако в части региональной составляющей программа 2011 года выполнена не в полном объеме, признано отставание и по текущему году. Причина очевидна: неэффективная работа в этом направлении предыдущего руководства области. Сергею Боженову удалось достичь с компанией договоренностей о более эффективном партнерстве.

Бюджетообразующее предприятие города-спутника Волгограда Волжского, Волжский трубный завод (входит в группу компаний ТМК) — еще один значимый бизнес-игрок. В марте ВТЗ открыл крупнейший спортивно-оздоровительный комплекс «Бирюса», торжественно мероприятие посетил председатель совета директоров ОАО «ТМК» Дмитрий Пумпянский. Для Сергея Боженова это был шанс наладить отношения с, пожалуй, самым сложным в политическом отношении бизнес-партнером (ТМК лоббировала назначение экс-губернатора Анатолия Бровко), и шанс был использован. Компания неразрывно связана с «Газпромом» — по итогам 2011 года более 11% отгруженных труб Трубной металлургической компанией (основная масса которых произведена на ВТЗ) пришлось на поставку газовикам. 

Перспективный проект компании «ЕвроХим» по добыче калийных солей в Котельниковском районе Волгоградской области также поддерживается региональной властью. С федеральным руководством компании хорошо знаком волгоградский премьер-министр Константин Храмов — в Невинномысске, который ранее возглавлял председатель правительства, «ЕвроХим» владеет предприятием «Невинномысский азот». Боженов, лишь придя к власти, один из первых визитов совершил именно на Котельниковский ГОК.

Однако Боженов не позволил использовать политику региональной власти как инструмент для лоббирования бизнес-интересов. Так, наладив эффективные механизмы взаимодействия с «ЛУКОЙЛом» и «Газпромом», губернатор ведет жесткий диалог с корпорациями по конкретным проблемам. Пример такого диалога — ситуация с трехмесячным отсутствием горячей воды в Красноармейском районе Волгограда. Еще в июле «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» приостановил горячее водоснабжение самого южного района областного центра за долги коммунального оператора МУП «ВКХ»; заложниками ситуации стали жители, исправно оплачивающие коммунальные услуги. И лишь после личного вмешательства Боженова ситуация разрешилась: на совещании с участием первого заместителя генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» Михаила Зимина было достигнуто соглашение о реструктуризации долгов города энергетикам и подключении жилого фонда к горячему водоснабжению. 

Боженов неоднократно публично высказывал жесткое неприятие годами сложившейся в регионе системы принудительной эскалации долговой зависимости. С каждым очередным коммунальным оператором повторяется отработанная схема: деньги населения за потребленные ресурсы собираются, но не передаются в ресурсоснабжающую организацию. Компанию, нарастившую многомиллиардный долг, банкротят, а на место коммунального оператора заступает следующая. Схема безотказно работает со времен губернаторства Николая Максюты (обанкроченные операторы — ВгКС, РЭС, КТВ, за ними последовали МУПы и управляющие компании).

«Ручное управление» губернатору приходится применить и в решении проблемы газификации области. Срыв регионом федеральной программы по вине предыдущей команды управленцев стал причиной последовавшей за визитом Зубкова в регион приостановки компанией «Газпром» работ по подведению газа в волгоградские села. Однако Боженову удалось договориться о продолжении совместной с «Газпромом» программы газификации при условии выполнения обязательств региона по завершению строительства внутрипоселковых газопроводов. С учетом того, что прежняя команда не только не подготовила проектно-сметной документации по объектам, которые должны были быть возведены в рамках программы, но и не предусмотрела необходимых для этого средств в областном бюджете, правительство области в настоящее время активно работает по исправлению сложившейся ситуации.

Налаживание Боженовым позитивных связей с основными представителями региональной бизнес-элиты и активная работа по привлечению новых бизнес-игроков приносит видимые результаты. В октябре в регион приходит крупный инвестор — группа компаний Brazis — с намерениями построить в Стреднеахтубинском районе крупный тепличный комплекс стоимостью 8 млрд рублей. Все необходимые соглашения подписаны, в будущую теплицу уже заложен первый камень.

Губернатор Боженов пытается привлечь в регион новых бизнес-игроков и удержать старых. При этом в области продолжается столкновение бизнес-интересов, прежде всего в электроэнергетическом секторе.

5. Общественные настроения

Накануне прихода Сергея Боженова в Волгоград доверие населения правящей партии и губернаторской власти было серьезно подорвано множественными непопулярными действиями предыдущего главы администрации и его окружения. Индикатором недоверия стали итоги выборов в Государственную думу с крайне низким результатом «Единой России» по Волгоградской области и последовавшими беспрецедентными для Волгограда массовыми митингами протеста. Областная власть фактически самоустранилась, оставив жителей региона один на один с проблемами дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры, жилищным вопросом, упадком промышленности, нехваткой мест в детсадах.

С приходом губернатора-эффективного управленца ситуация меняется. Власти возвращается доверие жителей, показателем которого становятся президентские выборы, затем сентябрьские выборы в Михайловке и 13 избирательных кампаний, завершившихся в Единый день голосования. С приходом к власти Боженова «Единая Россия» вновь начинает удачно выступать на выборах. Протестные настроения с декабря 2011 г. практически не проявляются в формате массовых акций, «белоленточная» оппозиция дискредитирует себя, не имея харизматичных эффективных лидеров и демонстрируя разрозненность сил. Последние очки у нее отнимает интерес правоохранительных органов к лидеру волгоградской «Лиги избирателей» Алевтине Дюпри, которую представители саратовского отделения партии «РПР-Парнас» обвиняют в вымогательстве миллиона рублей за якобы оказанные политические консультации. При этом парламентская оппозиция не может ответить на актуальные вызовы, не предлагая населению позитивной программы.

За 11 месяцев нахождения у власти Боженов располагает растущим доверием различных групп избирателей. В пользу этого свидетельствует укрепление позиций губернатора в рейтинге избираемости глав субъектов РФ.

В регионе наблюдается рост доверия к новому руководству, в то время как волна оппозиционных настроений пошла на спад.

6. Краткие выводы

• Волгоград встретил Боженова глубоким экономическим и политическим кризисом, который новый губернатор призван был разрешить. 

• Постепенно федеральный центр замечает активность и результаты действий нового главы региона, делает на него ставку.

• Столкнувшись с бюджетным, дорожным, аграрным, коммунальным и другими вызовами, Боженов показывает себя эффективным управленцем, способным принимать решения и находить выходы из ситуации. 

• Губернатор привлекает в регион инвестиции, призванные стабилизировать и развить экономику. Однако собственных сил области для выхода из кризиса не хватит, необходима поддержка Федерации. 

• Помимо объективных экономических проблем, Боженов сталкивается с интересами многочисленных групп региональной элиты. Общий язык найден практически со всеми, однако на пути эффективного взаимодействия возникают конфликты различной интенсивности.

• Одним из основных достижений Боженова становится возвращение доверия населения власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: