Почему тема развития макрорегионов России так и не «взлетела»


Вице-пре­мье­ры опре­де­ли­ли глав­ные про­бле­мы каж­до­го ре­ги­о­на. Изу­чив субъ­ек­ты, они сфор­му­ли­ро­ва­ли как си­стем­ные, так и ло­каль­ные ре­ше­ния, от борь­бы с опу­сты­ни­ва­ни­ем до сни­же­ния те­не­вой за­ня­то­сти, пи­шет РБК.

По­яв­ле­ние в этом году ин­сти­ту­та ку­ра­тор­ства вице-пре­мье­ров над фе­де­раль­ны­ми окру­га­ми с точ­ки зре­ния до­сти­же­ния на­ци­о­наль­ных це­лей раз­ви­тия — яв­ле­ние, без­услов­но, по­зи­тив­ное. Од­на­ко по­явив­ший­ся в СМИ ма­те­ри­ал с пе­реч­нем про­блем в раз­ре­зе фе­де­раль­ных окру­гов и ре­ги­о­нов и пред­ло­же­ний по их ре­ше­нию вы­зы­ва­ет неко­то­рые во­про­сы. Telegram-ка­нал, пер­вым опуб­ли­ко­вав­ший этот ма­те­ри­ал, из­ве­стен как до­ста­точ­но на­деж­ный ис­точ­ник ин­фор­ма­ции, по­это­му в ее под­лин­но­сти со­мне­ний нет. Од­на­ко либо пе­ред нами некая чер­но­вая вер­сия сво­да «пред­ло­же­ний с мест», ко­то­рая впо­след­ствии бу­дет до­ра­бо­та­на, либо де­я­тель­ность по вы­яв­ле­нию клю­че­вых про­блем ре­ги­о­нов тре­бу­ет до­на­строй­ки по це­ло­му ряду при­чин.

Во-пер­вых, бро­са­ет­ся в гла­за со­вер­шен­но раз­но­пла­но­вый ха­рак­тер во­про­сов и про­блем от ре­ги­о­на к ре­ги­о­ну. По ряду субъ­ек­тов дей­стви­тель­но по­став­ле­ны ком­плекс­ные во­про­сы стра­те­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра: ре­ше­ние си­стем­ных про­блем ба­зо­вых для ре­ги­о­наль­ной эко­но­ми­ки от­рас­ле­вых ком­плек­сов, раз­ви­тие транс­порт­ных уз­лов, пре­одо­ле­ние спе­ци­фич­ных для раз­ных ре­ги­о­нов нега­тив­ных тен­ден­ций. Та­ких ре­ги­о­нов, к со­жа­ле­нию, не боль­шин­ство. Но во мно­гих ре­ги­о­нах ука­зы­ва­ет­ся или на ре­ше­ние ор­га­ни­за­ци­он­ных во­про­сов, уро­вень ко­то­рых явно ниже вице-пре­мье­ра, или на необ­хо­ди­мость кор­рек­ти­ров­ки от­дель­ных под­за­кон­ных ак­тов или даже про­ект­ной до­ку­мен­та­ции. «Хо­тел­ки» неко­то­рых ре­ги­о­нов явно про­ра­бо­та­ны в недо­ста­точ­ной сте­пе­ни: Сверд­лов­ская об­ласть, на­при­мер, где ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся клю­че­вой по­люс ро­ста на Ура­ле (Ека­те­рин­бург­ская аг­ло­ме­ра­ция), явно име­ет дру­гие си­стем­ные за­да­чи, кро­ме раз­ви­тия прак­ти­ки при­ме­не­ния оф­сет­ных кон­трак­тов. А за­да­чи раз­ви­тия Но­во­си­бир­ской об­ла­сти явно не сво­дят­ся к опре­де­ле­нию раз­ви­тия мо­де­ли го­род­ской же­лез­ной до­ро­ги, что во­об­ще не уро­вень вице-пре­мье­ра. Тот же Крас­но­яр­ский край при под­го­тов­ке это­го ма­те­ри­а­ла, ви­ди­мо, по­шел бо­лее пря­мым и кон­крет­ным пу­тем: нуж­но 89 млрд руб­лей на мет­ро­по­ли­тен, нуж­но вклю­чить три го­ро­да в фе­де­раль­ный про­ект «Чи­стый воз­дух».

В це­лом оче­вид­но, что тема раз­ви­тия мак­ро­ре­ги­о­нов Рос­сии, под­ня­тая в при­ня­той еще при преды­ду­щем пра­ви­тель­стве Стра­те­гии про­стран­ствен­но­го раз­ви­тия, пока так и не «взле­те­ла». Но­вых си­стем­ных ме­ха­низ­мов раз­ви­тия фе­де­раль­ных окру­гов и мак­ро­ре­ги­о­нов так и не по­яви­лось, за ис­клю­че­ни­ем уже дав­но за­пу­щен­ных и раз­ви­ва­ю­щих­ся ме­ха­низ­мов раз­ви­тия Даль­не­го Во­сто­ка и Арк­ти­ки. Пока та­кие ме­ха­низ­мы не по­явят­ся, пока не бу­дет про­ана­ли­зи­ро­ван ход ре­а­ли­за­ции стра­те­гий раз­ви­тия фе­де­раль­ных окру­гов в преды­ду­щее де­ся­ти­ле­тие и не раз­ра­бо­та­ны но­вые стра­те­гии, чет­ко увя­зан­ные со стра­те­ги­ей стра­ны и обес­пе­чен­ные ре­сур­са­ми, все­гда бу­дет риск, что ре­ги­о­ны так и бу­дут сва­ли­вать­ся в от­дель­ные «хо­тел­ки», не увя­зан­ные в еди­ную стра­те­гию.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: