Ин­гу­ше­тия ста­ла пер­вым ре­ги­о­ном Се­вер­но­го Кав­ка­за, ко­то­рый фе­де­раль­ная власть фак­ти­че­ски при­зна­ла банк­ро­том. Гла­ву рес­пуб­ли­ки обя­за­ли под­пи­сать со­гла­ше­ние с ру­ко­во­ди­те­лем Мин­фи­на РФ Ан­то­ном Си­лу­а­но­вым, со­глас­но ко­то­ро­му фи­нан­со­вой по­ли­ти­кой Ин­гу­ше­тии бу­дут ру­ко­во­дить непо­сред­ствен­но из Моск­вы.

В бюд­жет­ном за­ко­но­да­тель­стве еще 16 лет на­зад преду­смот­ре­ли воз­мож­ность вве­де­ния вре­мен­ной фи­нан­со­вой ад­ми­ни­стра­ции как ин­стру­мен­та управ­ле­ния ре­ги­о­ном или му­ни­ци­па­ли­те­том, по­пав­шим в си­ту­а­цию банк­рот­ства или непла­те­же­спо­соб­но­сти. На­сколь­ко я знаю, та­кой ин­стру­мент ис­поль­зо­вал­ся толь­ко од­на­ж­ды на му­ни­ци­паль­ном уровне, при­чем из-за того, что там была кол­ли­зия, свя­зан­ная со смер­тью мэра. На тот мо­мент не было пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на, по­это­му нуж­но было ис­поль­зо­вать имен­но та­кую фор­му.

Вве­сти вре­мен­ную фи­нан­со­вую ад­ми­ни­стра­цию воз­мож­но в очень огра­ни­чен­ном ко­ли­че­стве слу­ча­ев. Это до­ста­точ­но слож­ная про­це­ду­ра – у ре­ги­о­на долж­на быть очень боль­шая про­сро­чен­ная за­дол­жен­ность по дол­го­вым обя­за­тель­ствам, ко­то­рая пре­вы­ша­ет не ме­нее 30% от объ­е­ма до­хо­дов ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та. Та­кая си­ту­а­ция, судя по по­сту­пив­шим со­об­ще­ни­ям, сло­жи­лась в Рес­пуб­ли­ке Ин­гу­ше­тия. Объ­ем го­су­дар­ствен­но­го дол­га в этом ре­ги­оне даже в те­че­ние 2020 года очень силь­но вы­рос, при­мер­но с 2 млрд до 3,3 млрд руб­лей. При этом весь объ­ем госдол­га со­став­ля­ют бюд­жет­ные кре­ди­ты, по­лу­ча­е­мые ре­ги­о­ном из фе­де­раль­но­го бюд­же­та. Но это как раз обу­слов­ле­но тем, что Ин­гу­ше­тия яв­ля­ет­ся са­мым вы­со­ко­до­та­ци­он­ным субъ­ек­том Фе­де­ра­ции. В от­дель­ные годы объ­ем меж­бюд­жет­ных транс­фер­тов со­став­лял боль­ше 90%. То есть фак­ти­че­ски весь объ­ем бюд­же­та фор­ми­ру­ет­ся за счет меж­бюд­жет­ных транс­фер­тов, и то он не уме­ща­ет­ся в за­дан­ные рам­ки. В этой свя­зи и воз­ни­ка­ла необ­хо­ди­мость на­ра­щи­ва­ния объ­е­ма бюд­жет­ных кре­ди­тов, ко­то­рые до­пол­ни­тель­но предо­став­ля­лись рес­пуб­ли­ке для по­га­ше­ния су­ще­ству­ю­щих рас­ход­ных обя­за­тельств.

Оче­вид­но, что при та­кой си­сте­ме фи­нан­со­вых вза­и­мо­от­но­ше­ний ре­ги­он дол­жен был бы ока­зать­ся фак­ти­че­ски под внеш­ним фи­нан­со­вым управ­ле­ни­ем, но по­сколь­ку не ока­зы­вал­ся, у фе­де­раль­но­го цен­тра были во мно­гом огра­ни­че­ны воз­мож­но­сти бо­лее силь­но­го дав­ле­ния на субъ­ект в ча­сти со­кра­ще­ния рас­хо­дов и воз­мож­но­сти мо­би­ли­за­ции до­ход­ных ис­точ­ни­ков. Мо­би­ли­за­ция до­ход­ной базы в ре­ги­оне – это дело очень слож­ное, тем бо­лее из­вест­но, что Ин­гу­ше­тия – ли­дер в стране по уров­ню без­ра­бо­ти­цы. Ле­том это­го года она пре­вы­си­ла 30% от эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния. В рес­пуб­ли­ке та­к­же со­хра­ня­ет­ся вы­со­кая доля те­не­вой или се­рой эко­но­ми­ки, бо­роть­ся с ко­то­рой пока не уда­ет­ся в пол­ном объ­е­ме.

В этой свя­зи очень ло­гич­ны дей­ствия, ини­ци­и­ру­е­мые фе­де­раль­ным цен­тром по по­во­ду воз­мож­но­го вве­де­ния внеш­не­го управ­ле­ния. Для это­го в Бюд­жет­ном ко­дек­се есть це­лая гла­ва, ко­то­рая вклю­ча­ет несколь­ко ста­тей, опи­сы­ва­ю­щих про­це­ду­ру вве­де­ния вре­мен­ной фи­нан­со­вой ад­ми­ни­стра­ции. Но в лю­бом слу­чае пра­ви­тель­ство долж­но ини­ци­и­ро­вать эти дей­ствия и до­бить­ся су­деб­но­го ре­ше­ния, что­бы та­кая фи­нан­со­вая ад­ми­ни­стра­ция была вве­де­на. Про­сто че­рез ре­ше­ние пра­ви­тель­ства это сде­лать нель­зя.

Со­от­вет­ству­ю­щее за­клю­че­ние для обос­но­ва­ния на­ли­чия та­ко­го слож­но­го фи­нан­со­во­го по­ло­же­ния дала Счет­ная па­ла­та, воз­глав­ля­е­мая Алек­се­ем Куд­ри­ным. Несколь­ко лет на­зад он ру­ко­во­дил Цен­тром стра­те­ги­че­ских раз­ра­бо­ток, ко­то­рый в рам­ках фор­ми­ро­ва­ния Стра­те­гии со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны вы­нес сле­ду­ю­щее пред­ло­же­ние: вве­сти боль­шую диф­фе­рен­ци­а­цию для субъ­ек­тов РФ в ча­сти бюд­жет­ных прав и пол­но­мо­чий, до­ба­вив боль­шие воз­мож­но­сти для ре­ги­о­нов, име­ю­щих вы­со­кую бюд­жет­ную обес­пе­чен­ность и от­ли­ча­ю­щих­ся вы­со­ким ка­че­ством управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ны­ми фи­нан­са­ми, и, на­о­бо­рот, сни­зив бюд­жет­ные пра­ва и пол­но­мо­чия для вы­со­ко­до­та­ци­он­ных ре­ги­о­нов и субъ­ек­тов, где невы­со­кое ка­че­ство управ­ле­ния ре­ги­о­наль­ны­ми фи­нан­са­ми. То есть та­кие пред­ло­же­ния со сто­ро­ны цен­тра име­ли ме­сто быть. Ви­ди­мо, сей­час ко­ман­да спе­ци­а­ли­стов, ра­бо­та­ю­щих в Счет­ной па­ла­те, при­дер­жи­ва­ет­ся по­хо­же­го под­хо­да, пы­та­ясь най­ти воз­мож­но­сти для по­вы­ше­ния ка­че­ства управ­ле­ния ре­ги­о­наль­ны­ми фи­нан­са­ми че­рез вве­де­ние внеш­не­го фи­нан­со­во­го управ­ле­ния.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: