Майские указы президента по повышению зарплат бюджетников на конец 2018 года выполнены лишь в 16 регионах из 85 – это Брянская, Владимирская, Тамбовская, Вологодская, Ленинградская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тюменская, Новосибирская области, а также Ставропольский и Алтайский края, Татарстан, Чувашия и Бурятия, подсчитали в РБК, проанализировав данные Росстата. В остальных российских регионах формально указы не выполнены хотя бы по одной категории бюджетников.

У нас в последнее время (это мое личное мнение) есть проблемы с государственной статистикой, потому что отчитывается целый ряд министерств и ведомств, отчитываются региональные правительства, Министерство образования и аналогичные им структуры, отделения Росстата. Я сейчас слежу за экономическими отчетами, за данными по состоянию рынка, и они, к сожалению, разные. Если посмотреть сегодня, допустим, отчеты по состоянию безработицы в регионах, то они тоже разнятся. Может быть, есть уже смысл думать над созданием более современной системы мониторинга, потому что мы сейчас вынуждены верить той информации, которую предоставляют, ориентироваться на своих знакомых, работающих в разных сферах, которые могут опровергнуть или подтвердить те или иные данные. У меня есть знакомые в сфере школьного образования, которые работают в Саратове, и их заработная плата выросла до необходимого уровня, оговоренного в майских указах, но можно сказать, что это – столица области, здесь зарплаты выросли, а где-нибудь в Красном Куте – нет. И я это ничем не смогу ни опровергнуть, ни доказать, кроме как какой-то информацией, которая будет представлена отделом образования Красного Кута. Мы ориентируемся на отчетные данные, которые не всегда могут быть достоверными. Это первое.

Второе: мы равнялись на среднюю заработную плату по экономике регионов, а они за эти годы развивались, к сожалению, по-разному. Где-то заработная плата росла быстрее, где-то – медленнее, а где-то вообще не росла. И если заработная плата в экономике затормозилась, а уровень господдержки сохранился, а то и вырос, выполнить указ проще в том регионе, где экономика развивается быстрее. Если люди работают на реальном производстве, то получают большую зарплату, но не всегда регион успевает по майским указам подтянуть зарплаты бюджетников. Понятно, почему в Норильске, где условия труда тяжелые, учитель должен получать больше, чем в Сочи или Анапе, в Краснодарском крае. Но почему кто-то должен получать больше в Пензенской области, Саратовской области или Оренбургской, мне не очень понятно. Потому что труд самарского учителя идентичен труду учителя саратовского, а состояние экономики – разное и средняя зарплата не всегда одинаковая. И это тоже одна из причин: кто-то развивался быстрее за эти годы, в экономике есть рост, но такой же рост не смогли обеспечить в социальной сфере.

Еще есть такой момент, что общий уровень жизни семьи, особенно если в семье двое-трое детей, не будет высоким с такой средней зарплатой (у нас это примерно 30 000 рублей). То есть работник и здравоохранения, и образования живет так плохо, что считать себя достойно обеспеченным он не может. Поэтому недовольство сохраняется, и оно оправданно. Представьте, что семья состоит из двух учителей, что бывает сплошь и рядом, и у них двое-трое детей, то есть надо содержать пять человек, а на 60 000 рублей это не очень просто. Поэтому здесь, может быть, государству надо брать еще более высокие обязательства, если оно хочет сохранить качественное образование и чтобы хорошие учителя работали в государственных школах, а не переходили в частные лицеи или еще куда-то. При этом мы же признаем, что в экономике значительная доля зарплат – в сером секторе.

Например, губернатор Саратовской области Валерий Радаев недавно озвучил, что до четверти всех зарплат – в сером секторе, а это же не учитывается при расчете среднего уровня доходов по региону, который берется как показатель. Рост зарплат бюджетников обеспечивается не только региональным бюджетом, потому что не каждый региональный бюджет это потянет, есть еще компенсации федерального центра, но я хочу отметить, что это вредно в первую очередь, потому что в Саратовской области вообще отсутствует бюджет развития – какой бы то ни было. Да, соблюдаем социальные обязательства, и это хорошо, но если только проедать, говоря жестко, то мы будем только отставать, отставать и отставать. Есть целый ряд федеральных программ, в том числе и в рамках майского указа, которые предполагают региональное и федеральное софинансирование. Понятно, что если у Саратовской области таких средств в 10 раз, в 20 раз меньше, чем в соседних регионах, то у нас не будут построены школы, дороги и так далее, так как мы просто не найдем средств на региональное софинансирование. Богатые регионы будут становиться богаче и обеспеченней в плане инфраструктуры, а бедные будут становиться беднее. Это будущее, причем недалекое – три-пять лет, и это большая проблема. Развитие должно быть не только социальное, но и экономическое, в перспективных сферах. Это самое главное. Это тот самый залог, который в дальнейшем позволит учителям иметь достойные зарплаты.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: