«Партийные кошельки»: кто спонсирует избирательные кампании – 2021
Все финансовые траты партий на избирательные кампании регулярно публикуются ЦИК РФ. По последним данным (http://www.cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2021/kategorii-viborov/vibori-deputatov-gosdumi/finansirovanie-vyborov/svedeniya-o-postuplenii-sredstv-v-izbiratelnye-fondy-politicheskikh-partiy-i-raskhodovanii), только «Единая Россия» и ЛДПР сумели сформировать предельно допустимую по закону сумму – 700 млн рублей. На третьей и четвертой позициях по привлеченным средствам находятся идеологические оппоненты – СРПЗ и КПРФ (235,2 млн и 122 млн рублей соответственно).
Непарламентские партии сумели аккумулировать в разы меньше средств, что интересно, некоторые из них (те, что были активны в 2016–2020 годы) постепенно сворачивают деятельность. Это «Коммунисты России», «Родина». Косвенно это свидетельствует о том, что ребрендинг «Справедливой России» ставит целью также идеологическое объединение патриотических и левых партий в противовес КПРФ. И наоборот, мы видим, что те, кто раньше молчал, сегодня активно заговорили (Партия пенсионеров, «Зеленые»).
У «Единой России» формально основными спонсорами выступают фонды поддержки регионального сотрудничества и развития субъектов, связанные с представителями финансово-промышленной элиты. У других партий «кошельками» выступают иные лоббисты интересов корпоративного и отраслевого сектора, как, например, корпорация «Фармстандарт» у ЛДПР, «Абрау-Дюрсо» у Партии роста.
Гораздо интереснее траты партий на текущую кампанию, которые отражают интенсивность агитации. Безусловным фаворитом на текущий отчетный момент является ЛДПР, которая из 700 млн рублей потратила почти 618 млн. Она славится разнообразной и полезной агитационной продукцией, которая по вкусу массовому избирателю (бейсболки, чай, крышки для консервирования, автомобильные ароматизаторы и так далее). Такие траты находятся на уровне кампании 2016 года. Примечательно, что единороссы не спешат тратить средства избирательных фондов – там остается более 400 млн рублей. По опыту предыдущих кампаний можно сказать, что они оказываются и самыми экономными. Остальные партии уже потратили почти все собранные деньги.
По сравнению с прошлыми кампаниями заметен рост расходов на агитацию через Интернет – на сайтах, соцсетях, видеохостингах. Не отстают и традиционные форматы печатной агитации – изготовление баннеров, листовок и газет оказывается востребованным на фоне коронавирусных ограничений (из-за невозможности активно проводить встречи с избирателями донести до них информацию можно чаще всего таким способом). Поэтому расходы на проведение публичных мероприятий снизились, а средства перенаправлены на другие статьи.
Поступления и расходы партий на выборы депутатов Госдумы РФ 2021 года, млн рублей (по данным ЦИК РФ на 24 августа)
Партия | Поступления | Расходы | Разница | |
ЛДПР | 700 | 617,6 | 82,4 | |
«Единая Россия» | 700 | 299,3 | 400,7 | |
СРПЗ | 235,2 | 233,3 | 1,9 | |
КПРФ | 122 | 120,3 | 1,7 | |
«Яблоко» | 77,5 | 60,1 | 17,4 | |
«Новые люди» | 69,2 | 63,1 | 6,1 | |
РППС | 59 | 58,6 | 0,4 | |
«Зеленые» | 49,4 | 29,5 | 19,9 | |
РПСС | 44,8 | 33,2 | 11,6 | |
Партия роста | 44,2 | 38,9 | 5,3 | |
«Зеленая альтернатива» | 21 | 18,8 | 2,2 | |
«Гражданская платформа» | 10,2 | 10,2 | 0 | |
«Родина» | 5,1 | 4,3 | 0,8 | |
РОС | 1,5 | 1,1 | 0,4 | |
«Коммунисты России» | 1,3 | 0,5 | 0,8 | |
Итого | 2140 | 1589 | 551 |