Падение продаж новых автомобилей в регионах – это не катастрофа для экономики


В России в июне продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали в годовом выражении на 27,5%, сообщили в Минпромторге. По итогам года продажи новых легковых машин могут снизиться на треть, говорится в прогнозе агентства «Автостат». В июне первый вице-премьер России Денис Мантуров заявлял, что АвтоВАЗ будет вынужден сократить производственный план в 2025-м из-за снижения спроса на продукцию.

Я считаю, что этот прогноз, скорее всего, оправдается по трем причинам. Во-первых, у нас в последние годы было достаточно быстрое подорожание автомобилей, это связано с введением утильсбора. По факту иностранные автомобили, завозимые в Россию, были обложены налогом. Во-вторых, собственное производство есть, но очень слабое и не закрывает потребности рынка.

Если верить интернет-данным, на приобретение иностранного автомобиля сейчас нужна средняя зарплата в России за 41 месяц, хотя это и не рекорд – в 2023 году было 52 месяца, а в 2020-м, насколько я помню, – 30–31. То есть в реальном исчислении за пять лет автомобили подорожали. Несмотря на то что зарплаты растут, автомобили растут быстрее в цене. За счет этого покупательная способность людей в расчете на автомобиль снижается. Торопясь покупать автомобиль, предпочитают вторичный рынок.

Третья причина – главная и общая – состоит в том, что у нас в стране так и не наладили национальное производство автомобилей, а поддержка российского автопрома осуществляется за счет высокой стоимости продукции плюс перекрытия канала параллельного импорта. В результате мы получили довольно быстрое удорожание автомобилей, при этом люди не очень понимают, что будет дальше, и не спешат тратить деньги. Поэтому происходит падение продаж. Вторичный рынок тоже не растет, и в результате мы имеем то, что имеем. На самом деле это не плохо. Нельзя говорить о том, что это какая-то катастрофа для экономики. Это просто нормальное поведение людей, которые соображают, на что им тратить деньги, а на что не надо.

Причем тут нельзя сказать, в каких регионах ситуация будет сложнее, потому что рынок автомобилей – федеральный. У нас есть Дальний Восток, который живет за счет импорта подержанных автомобилей. Это отдельная тема. Люди, у которых есть деньги, будут покупать японский вторичный рынок либо «китайцев». Но, в принципе, рынок и новых, и подержанных автомобилей – федеральный. Нельзя сказать, что в одних регионах будет спад, а в других – подъем. Где есть деньги, там будет подъем.

Опять же, где у нас много сейчас в последнее время денег? В регионах, где ОПК, и в Москве, Петербурге. Плюс регионы, откуда больше всего людей ушли на СВО, вот там доходы растут быстро: Северный Кавказ, Тува и вообще восток страны. Там будет стабильным спрос на новые автомобили. Плюс для ветеранов СВО есть льготная программа кредитов на приобретение российских автомобилей.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: