Уход Александра Фишера с поста заместителя губернатора Костромской области по внутренней политике я рассматриваю как тактический прием, который применил губернатор региона Сергей Ситников. Таким образом он планировал снять достаточно серьезное напряжение, которое возникло вокруг руководства регионом. Мне кажется, в основе этого кадрового решения отнюдь не личные, а серьезные социально-экономические причины. Ивановская и Костромская области – аутсайдеры Центрального федерального округа, все попытки что-либо изменить в этом отношении не приносят никакого эффекта.

Одним из главных макроэкономических показателей развития территории в Центральной России является привлечение инвестиций. Уже многие регионы, даже не такие большие, как Костромская область, ежегодно привлекают 100 млрд рублей инвестиций. Костромская область привлекает в разы меньше – чуть более 20 млрд рублей. Я знаю некоторые муниципальные районы в областях ЦФО, где привлекают столько же. В данном случае понятно, что Костромская область в социально-экономическом развитии зашла в тупик.  Регион стратегического отставания нуждается в кардинальной смене губернатора и стратегии развития.

В условиях пандемии два года назад Ситников совершенно случайно попал под переназначение врио, а затем и избрался в регионе. Понятно, что это была ошибка. Чтобы снять недовольство как широких общественных масс в области, так и экспертного сообщества на федеральном уровне, в ход пускают такие эрзац-события, как смена замгубернатора по внутренней политике. Я считаю, это кадровое решение больше похоже на имитацию каких-либо действий и изменений, использованную, чтобы скрыть главное. А главное в том, что регион все больше и больше стратегически отстает от других территорий Центральной России.

Здесь необходима не смена заместителя, а кардинальная смена руководства региона и стратегии. В свете этого не так важно, кто в итоге займет освободившийся пост зама. Уже называют разных кандидатов, среди которых зампред Костромской областной думы Иван Богданов, руководитель департамента информационной политики Ирина Жабко. Возможно, это хорошие кандидатуры. Трудно сказать, как они смогут выстроить работу, но совершенно очевидно, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мне кажется, надо менять не вице-губернатора по внутренней политике, который к вопросам социально-экономического развития региона, к главным материальным факторам имеет крайне опосредованное отношение. Нужно менять руководство региона, поскольку область все больше теряет свои позиции и отстает от наиболее развитых территорий Центральной России не на 10–12 лет, а уже на 14–15. Это не может не беспокоить федеральное руководство.

Тем не менее оптимальным вариантом, на мой взгляд, было бы решение рассмотреть не местные кадры, а кандидатов со стороны, которые обладают определенным опытом работы на территории и на федеральном уровне. Поскольку у руководства региона ничего не получается с привлечением инвесторов, то, возможно, будущий вице-губернатор со стороны попробует выстроить именно эту линию и попытается объяснить жителям области, кто они, зачем и что им нужно (в плане смыслопроизводства). Тогда, может быть, получится выстроить сильную взаимосвязь с федеральным центром, благодаря которой в регион начнут поступать инвестиции – как государственные, так и частные.

Александр Фишер занимался специфической работой, связанной с внутренней политикой. Он курировал политические партии, НКО, диаспоры и так далее. Если говорить более предметно, то он не отвечал за что-то конкретное. Единственный серьезный вопрос, который сейчас есть у вице-губернаторов по внутренней политике, – это как раз вопрос, связанный со смыслопроизводством. По сути, они должны объяснить людям, кто они, в каком регионе живут, на каком уровне развития находится территория, к чему нужно стремиться, какую стратегию вырабатывать. Этого Фишер не делал.

Между тем и председатель областной думы, и губернатор накануне лицемерно расхваливали бывшего зама, покидающего свой пост. Если бы человек соответствовал своей должности и многое изменил, если бы открыто говорил о тех проблемах, которые есть в Костромской области, тогда было бы понятно, что он что-то делает. Если бы этот человек смог мобилизовать НКО и другие структуры на решение социально-экономических проблем, то, безусловно, он бы заслуживал серьезной почетной грамоты (хотя некоторые он все-таки получал). Но вопрос в том, что все сейчас начинают лицемерить и имитировать благоприятную ситуацию. На самом деле речь идет о том, что сам губернатор крайне недоволен Фишером, поэтому и состоялась эта отставка. В этом смысле непонятен лицемерный подход. Мне кажется, было бы честнее расставить все точки над i. Такую позицию экспертное сообщество восприняло бы как определенную искренность и объективность. А в данной ситуации что губернатор, что председатель областной думы ставят себя в крайне неловкое положение.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: