От чего уходили, к тому и пришли: ЕГЭ могут отменить в ближайшие год-два
С марта из-за эпидемии коронавируса учащиеся российских школ и вузов перешли на дистанционный формат обучения. Школам разрешили досрочно завершить учебный год, а начало проведения ЕГЭ перенесли на 29 июня. Сдавать экзамен будут только те, кто собирается поступать в университеты. Также отменены выпускные экзамены в девятом классе.
ЕГЭ в этом году вообще не нужно было проводить. Мы выходили с предложением отменить единый госэкзамен, но его все-таки решили провести. Однако я думаю, что это первый шаг к тому, что ЕГЭ отменят в ближайшие год-два.
Не могу представить, каким образом руководство Министерства просвещения будет организовывать ЕГЭ, в умах у всех полная сумятица. Экзамен перенесен на 29 июня, при этом президент России Владимир Путин дал указание аттестаты о среднем образовании выдать всем независимо от ЕГЭ. То есть фактически это уже не единый и не государственный экзамен, а просто дополнительная форма аттестации для тех, кто собрался поступать в высшие учебные заведения. Поэтому считать ЕГЭ итоговым экзаменом за курс средней школы больше нельзя, во всяком случае в этом году. Кроме того, основная часть ведущих вузов страны проводит собственные вступительные экзамены, на которые они и будут ориентироваться при зачислении студентов. То есть от чего мы уходили в свое время, к тому сейчас и вернулись. Все 20 лет эксперимента, выматывания нервов детям, родителям и всей стране закончились фактически в этом году.
Что касается дистанционного обучения, то для того, чтобы страна продолжила учиться в таком режиме, нужно приложить максимальные усилия. Две трети обучающихся страны на настоящий момент занимались в неподобающем режиме. Кому-то задания возили курьеры, потому что на большей части территории не было никаких вариантов связи, Интернета. Телеканал «Звезда» показал очень красочный сюжет из Пермского края, где дети влезали на вышку в попытках поймать хотя бы слабый сигнал, чтобы передать выполненное задание и поймать новое. И это хорошо, если вышка в населенном пункте есть, а где-то нет и этого. Поэтому равняться на то, что в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах есть хороший Интернет, нельзя. Рассчитывать, что при таком подходе что-то дельное будет продолжаться, очень трудно. Кроме того, у нас не разработаны методики, учителя к такому формату не готовы, что показал опыт последних месяцев. Их никто этому не обучал, и за летний период переподготовить всех не получится. Поэтому вряд ли новый учебный год начнется дистанционно.
Самое главное, о чем сказал и президент на совещании, – можно и порой нужно использовать технические достижения, но переходить полностью на дистанционную форму обучения нельзя. Надо понимать, что школа, коллектив, личность учителя – это то, что не сможет заменить никакая дистанционная система, потому что личное общение педагога с учеником имеет огромное воспитательное значение. Школа, помимо того что обучает и дает знания, выполняет колоссальную воспитательную функцию и функцию социализации. Переход на полностью дистанционное обучение – это не просто ошибка, а преступление.