Освоение Арктики: мощный толчок к развитию северных регионов России


Следует отметить, что развитие Арктики идет параллельно с обоснованием наших претензий на часть шельфа. Схема следующая: готовилось геологическое обоснование, проводилась экспедиция, которая забирала грунт непосредственно со дна. Эти данные предоставлялись непосредственно в ООН, где и принимаются решения по принадлежности той или иной части шельфа. Я напоминаю, что Арктика не поделена до конца, и если Антарктида вообще не может кому-либо принадлежать, то у Арктики такая прерогатива есть, потому что там существует морская составляющая. Различные страны пытаются обосновать свои притязания именно на геологическую составляющую, непосредственно на дно и на шельф. В притязании участвуют Арктические страны: США (Аляска), Канада, Российская Федерация и Норвегия, в какой-то степени Финляндия, Дания и неожиданно Китай, который строит ледоколы («Снежный лев») и уже участвует в экспедиции. Индия берет некоторые проекты и участвует в них на российском шельфе. Это основная территория, на которой может быть расположено большое количество энергоносителей, не освоенных в современном мире.

Российская Федерация связывает с Арктикой ряд аспектов. Во-первых, углеводороды. Есть несколько проектов от крупных менеджеров: «Газпромнефть», «Роснефть», НОВАТЭК, которые связаны с разработкой энергоносителей в регионе. Потом заводы по сжижению газа: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ». Понятно, что требования к платформам здесь будут совсем другими. Регионы, которые серьезно могут укрепить свои позиции, – это прежде всего Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Плюс это шельф, близкий к северной части, к Беринговому проливу.

Помимо этого, есть аспект, связанный с доставкой товара. С одной стороны, это энергоносители, с другой – продукты, продукция в целом. Северный морской путь, который на фоне потепления серьезно расширяет свои возможности, в том числе использования его не в сезон. Он может оказаться гораздо быстрее, чем южный маршрут, а это очень существенно для Китая, например, который обеспечивает 40 % современного товарооборота. Его основные торговые партнеры располагаются в Европейском союзе, поэтому развитие Северного морского пути – серьезная поддержка прилегающим регионам. Почему? Потому что необходимо создавать и модернизировать порты, которые в СССР были созданы под заводы. Сейчас необходимо на маршруте создавать станции, чтобы оказывать инфраструктурную поддержку, и это требует очень серьезных средств, хорошей инфраструктурной подготовки. По этим причинам целый ряд регионов, находящихся по маршруту следования Северного морского пути, могут получить определенную поддержку. Следовательно, там же будет усилен эффект, связанный с освоением ресурсов, созданием производственных баз.

Понятно, что порт – это не просто порт, это дополнительные рабочие места, занятость, денежные средства для близлежащих территорий, расширение инфраструктуры – подъездные пути, железнодорожное сообщение. Все это является очень важным драйвером роста. Третий момент – создание в регионе полноценной военной инфраструктуры, потому что Арктика – это крайне важная территория с военной точки зрения. Уже строят несколько военных баз. Я напоминаю, что это кратчайший маршрут для полета баллистических ракет, и здесь укрепление позиций чрезвычайно важно. Что оно дает регионам? Это опять же заказы, обеспечение, энергообеспечение, будут создаваться места базирования, что тоже очень перспективное направление. Так что движение в эту сторону может стать очень значимым. При этом активное освоение Арктики приводит к ее активному сбережению. Экологическое направление также является принципиально значимым. У больших компаний («Газпром», «Роснефть») есть серьезные бюджеты, связанные с экологической составляющей, более того, и инвесторы требуют этого. Большие инвестиции пойдут на поддержку малых народов, что крайне важно, на создание экологических систем, отдельно защищенных территорий. Арктика – очень важная территория с точки зрения биологического разнообразия.

Это планы, которые экономически целесообразны, поэтому они реальны. Нам необходимо создавать сырьевые базы не на шельфе, а на континенте, крайне важно осваивать перспективные направления. Это наше будущее – сырьевая база. Это то направление инвестиций, которое окупится и будет возвращать финансирование. Только общие объемы запасов Арктики превышают возможные перспективы освоения остальных стратегически значимых территорий, Ближнего Востока, например.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: