Остановить рост подросткового насилия: чего не делает государство
За последний месяц произошло несколько нападений на школы. Сначала — в Перми, потом — в Бурятии. В первом городе подростки устроили поножовщину в школе, в Улан Уде трое юношей с топором напали на младшеклассников. В обоих случаях есть пострадавшие из числа учителей и учеников. Во-первых, причины этих нападений общие для времени, для общества и связаны с культом жестокости в массмедиа, интернете и социальных сетях. Спорить против этого факта бессмысленно. Во-вторых, что касается свободного доступа в школы, мне удивительно это. Я сам отец, по моим наблюдениям, в Москве нет свободного доступа в школы. Другое дело, что охранники чаще всего — это дедушки-пенсионеры, которые не годны для исполнения своих обязанностей.
Я не раз беседовал с такими охранниками, замечая, что единственный их инструмент контроля за ситуацией — это закрытая дверь. Чаще всего, он не способен оказать противодействие кому-либо, да и не хочет. Я интересовался с точки зрения правил, как частный охранник должен реагировать на любые происшествия, какое у них есть оружие, чтобы противодействовать потенциальным хулиганам. Один из этих мне сообщил: «Мое оружие — это тревожная кнопка». Ясно, что с таким подходом, рассчитывать на охрану просто нет смысла.
Вопрос состоит в том, как сделать охрану школ эффективной? Остановить рост подросткового насилия перед лицом того, что мы имеем по телевидению, в том числе по госканалам, соцсетях, нет никаких шансов. Другое дело, что государство принимает на себя все большую меру ответственности за воспитание детей, как ни странно. Оно упорно, назойливо, порой насильственно вводит ювенальную юстицию, предполагая, что госструктуры лучше знают, как поступать с детьми.
Государство вместо того, чтобы обеспечить необходимую систему безопасности в школах, продолжает расширять сферу своей административной карательной ответственности за воспитание детей. У государства много проблем, вместо того, чтобы решать их, оно, с одной стороны, усиливает насильственное административное вмешательство, с другой — умывает руки, повышая долю платных услуг.
Сейчас государство обеспокоено: а) коммерциализацией бюджетной сферы, б) расширением своего карательного вмешательства в педагогику. Оба этих подхода исключают какое-либо эффективное бесплатное улучшение системы безопасности в школах. Соберут с родителей дополнительные деньги на более активных охранников. Но разве в этом суть проблемы?
Вопрос не в активности охранников, а в системе безопасности, круге их полномочий, способности брать на себя ответственность. Ведь тревожная кнопка в качестве основного оружия против инцидентов — это своего рода уход от ответственности. Один из таких охранников, это был дедушка преклонного возраста, говорил: «Мне нельзя волноваться, у меня сердце больное». Вместо того, чтобы отлаживать систему охраны в школах, государство сейчас будет искать, во-первых, где еще заработать денег, во-вторых, как еще увеличить карательные полномочия в области педагогики.