Обложить налогом самозанятых в регионах: почему это выгодно государству и людям


Эксперимент по налогообложению самозанятых в 2020 году может быть расширен еще на ряд территорий с высокой численностью работников, занятых в сером секторе экономики. Как сообщает издание «Коммерсантъ», Минфин намерен предложить правительству подключить к эксперименту еще 13 регионов, в том числе Чечню, Дагестан, Ингушетию, Крым, Алтай. Также говорится о необходимости включения в эксперимент территорий Крайнего Севера, Забайкальского края и Тувы. Отмечается, что некоторые субъекты сами обратились с такой инициативой.

Это давно назревшая новелла, направленная на вывод доходов людей из тени. Очевидно, что 4 % кому-то покажутся совершенно незначимой величиной, но таким образом людям прививается привычка жить легально и не страшиться того, что их доходы попадут в поле зрения налоговиков и у них будут проблемы с налоговым органом. Собственно, ФНС и Минфин с самого начала не ставили задачу привлечь в бюджет какие-то значительные средства, потому что целью являлась именно легализация доходов. По мнению налоговиков, по объему привлеченных в бюджет средств результат не очень хороший. На мой же взгляд, результат достойный, потому что в эту систему поверили больше 100 тысяч человек, остальные пока просто смотрят, как это работает. Думаю, что по итогам года цифра вырастет в разы.

Если брать по столицам (Москва, Санкт-Петербург), то налоговики не видят статистики до четверти занятого населения; по регионам процент почти в два раза меньше – порядка 12–13 %; в среднем по стране экспертная оценка – 18 %. Это более 10 млн человек, которые заняты сами по себе, в гаражной ли экономике, в репетиторстве – не принципиально.

По поводу расширения так называемого эксперимента: я всегда выступал за то, чтобы через полгода эксперимент был распространен не на несколько регионов, а на всю Россию. Дело в том, что первые четыре региона (Москва, Московская и Калужская области, Татарстан) особо не нуждались в подобном эксперименте – там и так все было хорошо и с доходами, и с легализацией, финансовое положение этих регионов особых опасений не вызывало. В то же время депрессивные регионы, которые могли бы поучаствовать в этом эксперименте, почему-то оказались за бортом. Но в любом случае с точки зрения макроэкономики результаты более чем успешны: появился механизм легализации доходов и исключения претензий к доходам со стороны налоговых органов. У меня есть пример из личного опыта: жена зарегистрировалась как самозанятая, и по времени на это ушло буквально несколько минут, как и обещали налоговые органы, свои небольшие доходы она уже в течение нескольких месяцев декларирует. Это очень хорошее подспорье – денег немного, но, например, когда сидишь с маленьким ребенком, любой заработок – всегда хорошо. Многие знакомые, которые раньше сдавали квартиры по серой схеме, зарегистрировались как самозанятые. То есть даже по своему окружению я вижу, что люди действительно верят в эту историю. Плюс Минфин заверяет, что в ближайшие несколько лет изменений в налоговой системе не случится. Это еще и психологический эффект, направленный на то, чтобы люди постепенно привыкали жить по правилам, по-честному. И это очень важно, потому что еще автор немецкого «экономического чуда» Людвиг Эрхард говорил, что экономика – это 50 % психологии.

Неудачно в этой истории то, что на популяризацию распространения данного механизма в проекте бюджета вначале закладывали около 1 млрд рублей, однако председатель комитета по бюджетам и налогам Андрей Макаров, видимо, испугался, что выделение такой суммы могут счесть нецелевым использованием бюджетных средств. Хотя на самом деле популяризация стоит значительных средств, ведь это тематические программы, публикации, статьи, рассказы в сетях об успешном опыте. То есть это то, что крайне необходимо в данном случае, потому что, повторюсь, решает ключевую проблему легализации теневых доходов. Этого не было сделано. Из опыта общения с руководством ФНС я делаю вывод, что это очень серьезная недоработка.

В южных республиках высок уровень коррупции, поэтому проблему серых доходов надо решать комплексно: с одной стороны, вводить налог на профессиональный доход, а с другой – уничтожать коррупцию, как это делается в Узбекистане. Если это будет проводиться в комплексе, тогда это даст свой эффект. Собственно, факт введения механизма налога на профессиональный доход – это шаг в сторону уменьшения коррупции.

Суммы доходов по этому механизму небольшие – всего 2,4 млн в год. Для Москвы, скажем, это средние деньги, а для южных регионов 200 тысяч в месяц – это не просто хорошие деньги, а «сказочные». И при этом зарегистрироваться можно через смартфон за несколько минут, даже не посещая налоговую.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: