Гла­вы Ха­ка­сии и Тувы – Ва­лен­тин Ко­но­ва­лов и Вла­ди­слав Хо­ва­лыг – ожи­да­ют нега­тив­ных по­след­ствий для эко­но­ми­ки ре­ги­о­нов в слу­чае от­ка­за же­лез­ной до­ро­ги от со­гла­ше­ний с субъ­ек­та­ми Фе­де­ра­ции по вы­во­зу угля в во­сточ­ном на­прав­ле­нии на 2025 год. Ра­нее, по дан­ным РБК, та­кое пред­ло­же­ние пре­зи­ден­ту Рос­сии Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну на­пра­вил гла­ва РЖД Олег Бе­ло­зе­ров.

Очевидно, что в нынешних условиях в определенных случаях будут возникать пиковые нагрузки на существующую инфраструктуру. В связи с поворотом на Восток и до того перегруженные Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали испытывают еще большую нагрузку, которая, по-видимому, превышает технологические возможности ее использования в настоящее время. Именно с этой проблемой связана в том числе активизация работ по строительству дополнительных путей и развязок в восточных регионах страны – то, что мы называем БАМ 2.0, а теперь БАМ 3.0. И именно с этим связаны действия по регулированию использования подвижного состава и вагонов при перевозке грузов. Понятно, что для железных дорог будет достаточно высокой нагрузкой, если грузы из европейской части будут идти большими потоками на восток, в тихоокеанские порты. Дополнительное регулирование здесь необходимо. Другой вопрос – где и как смотреть на прибыльность такого рода мероприятий, с одной стороны, а с другой стороны, значимость этих поставок для обеспечения жизнеспособности страны в целом и отдельных ее регионов. Похожие интересы разных групп влияния имеют прямо противоположное понимание одних и тех же вопросов. Именно с этим связана дискуссия, которая сейчас разворачивается относительно инициатив руководителя РЖД Олега Белозерова по ограничению перевозки отдельных видов грузов в связи с возникшей ситуацией.

Долгое время главенствующую позицию в угольной промышленности в Российской Федерации занимает Кемеровская область – Кузбасс. Но это не значит, что добыча угля не происходит в других регионах, для которых эта отрасль также представляется весьма важной. Многим регионам Сибири и Дальнего Востока жизненно необходимо не только обеспечение добычи угля, но и организация его вывоза. Классическим примером является Республика Тыва, у которой нет железных дорог. Богатые месторождения угля, которые там расположены, оказываются невыгодными для эксплуатации именно в силу того, что самосвалами вывезти соответствующие объемы угля через относительно труднопроходимые горные районы Южной Сибири достаточно сложно. Поэтому вопрос, например, строительства железной дороги в Туву во многом связан с решением задач по вызову угля из этого региона. В других регионах Сибири также значимость угольной промышленности достаточно высока. Прежде всего в Хакасии и Красноярском крае, Иркутской области, в некоторых регионах Дальнего Востока, в Якутии, где ведется строительство новой частной железной дороги. Тихоокеанская железная дорога станет, скорее всего, крупнейшим частным железнодорожным проектом в нашей стране. Но пока это вопрос не решен, задачи вывоза угля традиционными маршрутами весьма актуальны.

Кейс, возникший в настоящее время, впоследствии будет включен если не в учебники, то в какие-то исторические вехи взаимодействия политических лиц в нашей стране. Мы должны просто дождаться разрешения этой ситуации, поскольку понятно, что в ней по-разному заинтересованы очень широкий круг участников от бизнеса, государства и регионов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: