Обеспечение школьников бесплатным питанием станет немалой головной болью для губернаторов


Не позднее 1 сентября 2023 года школьники младших классов во всех субъектах страны должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием. Это одно из предложений, которое содержится в послании президента Федеральному собранию.

Мера действительно эффективная, на мой взгляд, потому что она реально снижает расходы семей. Это не просто какие-то трансферты, это очевидный выигрыш для малообеспеченных. Что касается общего объема финансирования, то пока можно сказать, что в этом году весь пакет социальных инициатив будет стоить около 500 млрд рублей. Из них примерно 100 млрд рублей – по материнскому капиталу, 160–170 млрд – доплата малообеспеченным, все остальное – выпадающие доходы по инвестиционной льготе и так далее. Сколько из этих денег пойдет на обеспечение горячим питанием школьников, пока оценок нет. Сейчас Мишустин ожидает подробного доклада от Минфина по объему финансирования в этом году и в последующие годы и, естественно, расклад по источникам финансирования, то есть из каких бюджетов. Поэтому сейчас «архитектура» финансирования не вполне понятна. Думаю, что в течение недели-двух эти вопросы определятся. Пока только ясно, что общий социальный пакет в этом году составит порядка 500 млрд рублей, но в будущем году это уже потребует как минимум порядка 800 млрд – 1 трлн рублей.

Источники на этот год совершенно понятны: с 2019 года на 2020 год перешло больше 1 трлн рублей непрофинансированных госрасходов, поэтому резерв есть. И думаю, что в большей части финансирование в текущем году будет осуществляться за счет федерального бюджета, потому что пока непонятно, как выстроится распределение затрат между муниципалитетами и регионами. Сказать, какие пропорции распределения средств будут в следующем году, достаточно сложно. Потому что в любом случае мы должны понимать, что даже по инвестиционной льготе пока нет ясности, сколько там выпадающих доходов, если вдруг все начнут ее применять. Запуск этой инвестиционной льготы будет зависеть от того, как быстро будет принято законодательство «О защите и поощрении капиталовложений», о гарантиях инвесторам, в том числе и со стороны региональных бюджетов. Пока же этого закона нет, очень трудно предполагать, каким образом регионы смогут (и смогут ли) использовать эти возможности льготного стимулирования капиталовложений на территориях.

Поэтому я думаю, что в итоге вся эта конфигурация (как будет раскладываться бюджетная система между тремя уровнями) будет ясно ближе к концу года. Сейчас пока для выплат и финансирования федеральных денег достаточно.

Надо будет учесть какой-то опыт, хотя бы в течение нескольких месяцев, как работает норма по обеспечению школьников горячим питанием. Ведь нужно не просто накормить детей, но и создать соответствующую инфраструктуру. Нужно, чтобы в школьных помещениях как минимум были оборудованы столовые, которые отвечают всем нормам; нужно понимать, готовится ли пища в школьных помещениях или получается откуда-то; это транспортные вопросы и так далее. Это огромное количество конкретных решений, которые пока абсолютно непонятно, как выполнять. Таким образом, расходы для каждого региона будут свои. Это, конечно, станет немалой головной болью для губернских начальников, но тем не менее это толчок к тому, чтобы, во-первых, разобраться с состоянием школ, надо внимательно посмотреть, в каком состоянии у нас находятся предприятия общественного питания, в конце концов, надо посмотреть, что у нас с детьми: сколько у нас каких возрастов и как они живут, как питаются, какие у них условия проживания. Мера ведь не может сводиться к тому, чтобы просто взять и накормить. Это комплексное решение, и в силу своей комплексности пока, сидя даже в министерских креслах или губернаторских, просчитать весь объем финансирования достаточно затруднительно. Требуется время.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: