Нужно приводить торговые наценки к европейскому уровню законодательным путем, то есть просто законодательно ограничить их. На этом все будет закончено. В Европе нет наценок по 200%, как дают наши ретейлеры. Такие наценки законодательно запрещены. Насколько мне известно, максимальная наценка там составляет 20%, средняя наценка – 10%. Там очень большая конкуренция, поэтому ретейлеры не торопятся увеличивать наценки и лоббировать их рост. Разные торговые сети могут находиться рядом, на одной площадке. То есть на Западе поддерживается конкуренция, а в условиях конкуренции цены задирать никто не будет – это самоубийство для рынка.

Надо понимать, откуда у нас в стране взялись торговые сети. Западные торговые сети появились у нас в 1990-х годах, когда в Россию шла продовольственная помощь. Вместе с продовольственной помощью появились продовольственные сети, которые распределяли эту помощь. Эти сети пришли со своими нравами на пустое юридическое поле (у нас вообще не было рынка торговых сетей), поэтому они начали творить что хотят. Они стали как раз проводниками западных и американских продуктов на наш рынок, так как были предназначены под стандарт этих продуктов.

Я не хочу сказать, что сети – это плохо. Сети – это хорошо, но в определенных пропорциях. Сети не могут быть монополистами на определенной территории, у них должен быть всего-навсего небольшой процент, то есть возможность торговать на небольшом проценте территории, чтобы оставить рынок для средних и мелких продавцов, для магазинов шаговой доступности. Тогда будет конкуренция. За каким-то эксклюзивным товаром люди пойдут в магазины шаговой доступности, а за общими товарами – в торговые сети. Это будет справедливо. Так принято во всем мире.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: