Нужно узаконить перегруз зерна при автоперевозках и брать за это деньги
Минсельхоз РФ предложил усилить контроль за соблюдением законодательства при перевозках зерна грузовым автотранспортом, так как в последнее время нормы веса и габаритов этого груза все чаще нарушаются.
Перегруз зерна при автоперевозках – это давняя повсеместная проблема. В свое время, пользуясь слабым контролем за соблюдением режима перевозки грузов, многие участники этого процесса нарастили борта, мощности автомобилей и перешли на перегруз зерна, превышая официально допустимые нормы. Так работали в течение многих лет. То есть сложилась целая система, при которой вместо того, чтобы, например, везти 20 тонн зерна, везли 40 тонн. Таким образом хозяйства очень сильно экономили на транспортной логистике.
Затем наступил период, когда стали следить за этим и штрафовать перевозчиков за перегруз. Но, как всегда у нас бывает, во всей этой схеме появилась коррупционная составляющая, когда эти перегрузы все равно перевозились по дорогам за взятки и добирались до конечных пунктов (как правило, это порты на юге России). В последние годы отрасль грузоперевозок зерна функционирует в режиме «выключателя»: на некоторых зерновых терминалах время от времени действуют чрезвычайно жесткие правила, а по другим направлениям отсутствует какое бы то ни было регулирование, и автомобили с перегрузом спокойно доезжают до конечной точки.
Перегруз зерна на автотранспорте порождает две ключевых проблемы. Первая – это то, что он негативно влияет на качество автодорог, вторая – это неравноправность и непредсказуемость на рынках, так как из-за коррумпированности условий перевозок (когда где-то нужно давать взятку за перевозку, а где-то нет) у транспортных компаний и зерновых хозяйств получается совершенно разная экономика в зависимости от того, куда и что они везут.
Теперь о последствиях усиления контроля за перевозками зерна. Если мы представим, что в одночасье вся страна перешла на легитимную разрешенную перевозку (никто не занимается перегрузом), мы должны быть готовы к тому, что в начале следующего сезона рынок перевозок зерна и вообще зерновой рынок России будет серьезно лихорадить. Потому что понадобится примерно в два раза больше автомобилей, соответственно, в два раза больше водителей для перевозки того же объема зерна. Это приведет к тому, что у нас на дорогах будет примерно в два раза больше грузовиков, притом что на юге России данная проблема уже сейчас стоит остро в период уборки зерна. Кроме того, довольно серьезно упадут темпы загрузки/отгрузки зерна в хозяйствах и портах, потому что придется обслуживать большее количество автомобилей, резко поднимется стоимость перевозки зерна. В конечном счете все это отразится на закупочной цене хозяйств и косвенно ударит по конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.
Хотя, безусловно, все участники выступают за легитимный и прозрачный рынок грузоперевозок, мы должны понимать всю сложность обстановки и отдавать себе отчет о негативных последствиях такого перехода. То есть мы должны видеть проблему в комплексе Просто сказать: «Прекращаем перегруз и работаем легитимно», – это хорошо, но мы должны, во-первых, быть уверенными, что так оно и будет, а не получится, как в предыдущие годы, когда за взятки все-таки удавалось перевозить перегруз; во-вторых, мы должны понимать все экономические последствия этого шага. Поэтому теоретически одним из решений данной проблемы, на мой взгляд, может стать легализация перегруза зерна, то есть перегруз стоит узаконить за деньги: брать плату за перевозку негабаритного веса, а эти деньги направлять в фонд ремонта автодорог. Таким образом мы избавимся от коррупционной составляющей и дополнительных грузовиков на дорогах, в то же время сможем решать проблему негативного воздействия грузовиков на дорожное покрытие. На мой взгляд, не стоит отбрасывать этот вариант, а нужно рассмотреть его публично.