Нужно развивать альтернативные инструменты обеспечения жильем граждан в регионах
Объем нераспроданного жилья в регионах продолжает расти. К примеру, в Новосибирске зафиксирован рекорд по непроданным квартирам в новостройках, а в пяти областях ЦФО объем непроданного жилья превышает 50%.
На самом деле цены на квартиры в новостройках в регионах уже немного снижаются. Но надо понимать, что, конечно, именно региональные застройщики, особенно в малых городах, работают сейчас на грани рентабельности. Все-таки у нас все дома строятся через проектное финансирование. То есть застройщики берут кредиты у банков, чтобы построить дом. А ключевая ставка, конечно, увеличивает стоимость квартир плюс стоимость материалов, рабочей силы. Поэтому такой ресурс снижения цен очень ограничен именно для региональных застройщиков. Никакого кризиса нет только в Москве.
Поэтому понятно, что проблема обсуждается на всех площадках. Тут уже речь идет, может быть, во многих случаях о банкротстве некоторых региональных застройщиков. На последнем президиуме Госсовета эта озабоченность очень чувствовалась, и, по-видимому, даже президент говорил о субсидировании части процентной ставки для застройщиков в малых городах. То есть, скорее всего, какие-то еще будут меры дополнительной поддержки, потому что, к сожалению, падать им уже особо некуда.
У региональных властей тоже сейчас не такое большое пространство для маневра. В первую очередь, конечно, это оформление земельных участков, в том числе, может быть, обеспеченных инфраструктурой. И многие продают сейчас участки уже не за деньги, а, например, за долю, то есть застройщик просто берет на себя обязательство передать часть квартир для каких-то социальных программ. Вот два основных фактора: фактически заказ на социальные программы и создание инфраструктуры – коммунальной, социальной, дорожно-транспортной и так далее, – которое берут на себя органы власти.
Учитывая, что, кроме интересов застройщиков, есть еще и интерес самого населения к покупке собственного нового жилья, здесь, мне кажется, просто надо переходить к другим моделям. Их мы тоже обсуждали на площадке комитета. Это в первую очередь строительство наемного жилья, которое может предоставляться людям по различным социальным программам и обязательствам государства. Потому что для кого мы строим это жилье, такие огромные объемы? Мы, по сути дела, субсидируем процентную ставку и помогаем тем самым застройщикам и тем людям, которые и так могут решить свои жилищные проблемы. А у нас около 2 млн семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий, и средний срок ожидания – 25 лет. Эти люди ни при какой ипотечной ставке квартиру себе купить не смогут. Значит, надо им предлагать другие варианты.
Второй вариант – это возрождение кооперативов. В советские времена был такой способ улучшить жилищные условия. После того как в 2000-е годы этим инструментом воспользовались недобросовестные застройщики и появилось много обманутых дольщиков, применение кооперативов очень сузилось. У нас остались только кооперативы с господдержкой. «ДОМ.РФ» осуществляет эту поддержку в виде предоставления земельных участков. При этом кооперативы могли бы снизить стоимость жилья на 20–30%, если ими начать нормально заниматься.
Должен быть целый комплекс мероприятий, в том числе предоставление разных участков – не только государственных, но и, например, муниципальных – и какие-то государственные гарантии или гарантии со стороны предприятий. Чтобы кооператив мог взять кредит, ипотеку у банка на постройку, сейчас им не дают кредиты. Нам нужно в этих условиях, на мой взгляд, все-таки развивать альтернативные инструменты обеспечения жильем граждан и помогать действительно тем, кому сложнее всего, а не тем, кто может себе позволить покупку.