Новгородская область намерена стать одним из образовательных центров СЗФО. По словам главы региона Андрея Никитина, достичь этой цели помогут Новгородская техническая школа по подготовке кадров для высокотехнологичных предприятий и сотрудничество с крупнейшими вузами СЗФО.

Как известно, отдача и капитал могут выражаться не только в денежном эквиваленте. Есть понятия «человеческий капитал», стратегическое для развития любой страны, и «уровень образования» – это один из пяти элементов данного капитала. Два нобелевских лауреата по экономике Гэри Беккер и Теодор Шульц с помощью статистических расчетов и математических выкладок доказали результативность вложений в образование даже на уровне одной личности. Они просто посчитали разницу между зарплатой образованных людей и людей без образования. Даже с учетом тех лет, которые первые на это образование потратили, ничего не зарабатывая, их капиталы превышали финансовые результаты вторых. Однако инвестиции в образование эффективны только в экономике знаний, которой пока нет в России.

Мне, как представителю сферы науки и образования, разумеется, при этом новгородке с патриотическими устремлениями, симпатичны идеи сделать Великий Новгород Меккой образования. Но мне очень важно, чтобы такой вожделенный сегодня технократический аспект городской жизни не затмил ее гуманитарный аспект, без которого немыслим Великий Новгород с его уникальным культурным капиталом.

Интересно, что даже в речи Андрея Никитина сквозит отношение к гуманитариям как к некой обслуживающей силе технических достижений. Журналисты, мол, будут в проектной деятельности рассказывать о разработках инженеров и медиков. Полагаю, что журналисты, филологи и историки формируют новые смыслы человеческого существования, разрабатывают концепции и стратегии, анализируют реальность. И тут возможна большая дискуссия на тему, что именно в процессе образования мы хотим формировать: интеллект, умение продать свои наработки, культурный бэкграунд?

Конечно, в условиях малоресурсности региона Техническая школа – это огромная возможность для привлечения молодежи в том числе, открытия у местности второго дыхания, что ли… Пусть будет больше школ, хороших и разных, успешных и прибыльных проектов. При этом у меня запрос на баланс технократов и гуманитариев, баланс расчетов и обоснований смыслов.

Что касается проектного подхода в обучении, я продолжаю выступать в нем за две принципиальные, на мой взгляд, вещи. Первая: у любого проекта должен быть заказчик с заданием и запросом. Например, представители бизнеса региона или власть. И второе: проекты по максимуму должны быть профессионально ориентированные. Так, поощрять медиков, которые во время обучения в университете разрабатывают футболки с брендовыми надписями, я бы не стала.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: