Спустя 10 лет после объединения заметно, что часть Новой Москвы достаточно активно интегрировалась в ткань мегаполиса. Теперь, говоря, например, о Саларьеве, Коммунарке или Ватутинках, мы точно имеем в виду дальние окраины именно города Москвы, а никак не пригороды. Но когда мы вспоминаем не Новомосковский административный округ, а Троицкий, особенно его дальние поселения, то, конечно, интегрированность прослеживается не в столь заметной форме, как, например, например, с ближайшими подмосковными городами, окружающими «старую» Москву вдоль МКАДа (Химки, Балашиха, Мытищи). Поэтому какие-то вопросы остаются открытыми.

С другой стороны, по итогам этого десятилетия никто до конца не понял принцип именно такого присоединения, который был реализован в Москве, поэтому пока не ясно, что будет происходить дальше в контексте ситуации.

Судя по всему, решение о присоединении было востребованным, поскольку, вероятно, не хватало простора для дальнейшего расширения деловой активности. Ведь в тот момент, кроме Новомосковского и Троицкого административных округов, произошла интеграция в районе Сколкова. В Новомосковском округе было построено несколько дорог, которые значительно усилили связность этой территории, что, безусловно, способствовало интеграции.

Кстати, еще в момент прихода Сергея Собянина – до его первых выборов – была сделана попытка выработки новой стратегии социально-экономического развития города. Как раз в этот момент произошла интеграция Новой Москвы и обсуждалось немало вариантов развития города. После присоединения Новой Москвы прошел большой архитектурно-планировочный конкурс, где более 10 международных команд предлагали свои решения по ее развитию. Несколько вариантов предполагали перенос парламентского центра в Коммунарку.

Кроме того, можно вспомнить, что само присоединение Новой Москвы формально было оформлено как некий взаимообмен территориями с областью. Совсем небольшой кусочек территории около района Куркино был передан Московской области. Это, конечно, совсем небольшой кусочек, несопоставимый с территорией Новой Москвы. Тем не менее спустя много лет мы с трудом понимаем механизм изменения границ субъектов РФ с учетом перспектив социально-экономического развития. Поэтому какие-то действия, связанные с корректировками границ субъектов Федерации, пока остались под вопросом.

Мы до сих не можем найти адекватные формы работы с городскими агломерациями. Москва представляет собой глобальный мегаполис, который с точки зрения отечественной юридической практики является межрегиональной городской агломерацией. Хотя буквально на днях были даны правительственные уточнения в части понимания городских агломераций, абсолютно адекватных форм работы в правовом поле с таким сложным территориальным образованием, как крупнейшая городская агломерация, к тому же межрегионального характера, не существует. Кстати, для ее определения использовались самые разные термины. В какой-то момент возник даже термин «метрополия» для характеристики Москвы по отношению ко всему столичному региону. В целом отсутствие такого законодательного определения остается головоломкой и для законодательного регулирования, и для организационно-управленческого блока действий. Даже спустя десятилетие после присоединения Новой Москвы вопрос, как решать проблемы растущих городов с возникающими объектами жилищного строительства, инфраструктуры и расширением потребности населения в территории, остается актуальным.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: