Новая модель «Центр — регионы»: отчет правительства и логика Мишустина


Послание президента обозначило, а отчет правительства в Государственной думе закрепил новые принципы взаимодействия между центром и регионами. Премьер Михаил Мишустин детализировал новые инструменты поддержки регионов, назвал институты, способные усилить координацию. Федеральный уровень предстоящих выборов не позволяет центру фокусироваться только на отдельных территориях, как это бывает в период  региональных кампаний. Для достижения необходимого результата на выборах в Госдуму поддержка субъектов должна осуществляться не просто равномерно (одинаковые меры для регионов с различной социально-экономической ситуацией), но и действенно, создавая дополнительные преимущества для «отстающих». Так формируется запрос на более детальное погружение центра в проблемы каждого  субъекта, как следствие, на доминирование «индивидуального» подхода в политике центра в отношении регионов.

Долгое время основным инструментом поддержки регионов выступали национальные проекты. Остаются они значимым инструментом и сейчас. Национальные проекты 2019-2024 годов осуществляются по нескольким направлениям: здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги, жилье и городская среда, экология, туризм, наука, поддержка малого и среднего предпринимательства, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения. По этим направлениям субъектам выделяются средства на реализацию соответствующих программ. Достижение целевых показателей по этим проектам было и остается важным критерием оценки эффективности региональной управленческой команды. Сейчас этот инструмент также изменяется, с тем чтобы учитывать особенности каждого субъекта, в котором они реализуются. Будет создан единый план, содержащий целевые показатели по срокам и по каждому региону России. Это позволит жителям представить и оценить реальные результаты не в масштабах страны, а в их конкретном регионе.

Индивидуальные программы развития. В 2020 году правительство утвердило выделение 26 млрд рублей на индивидуальные программы развития девяти регионов, отдельно финансирование получила Курганская область. Финансирование распространяется на регионы с низким уровнем социально-экономического развития (в частности, Республика Алтай, Карелия, Тува, Чувашия, Марий Эл). Такой индивидуальный подход оказался востребованным, фиксируются реальные результаты (строительство и открытие объектов социальной инфраструктуры, старт новых инвестиционных проектов). Поддержка, сопряженная с отсутствием в этих регионах ручного управления (несмотря на наличие серьезных социально-экономических проблем), отвечает на актуальный запрос регионов.

Серьезным дополнением к существующим механизмам поддержки регионов стал ряд новых инструментов. Прежде всего это механизм, способствующий снижению долговой нагрузки на региональные бюджеты. Его основная особенность состоит в том, что им могут воспользоваться как регионы с высокой задолженностью, так и те, кто проводил адекватную финансовую политику. Рыночный долг регионов и муниципалитетов, который превысит четверть налоговых и неналоговых доходов, будет заменен на бюджетные займы с таким же длительным сроком погашения. Субъекты, которые вели более аккуратную финансовую политику, будут иметь приоритет при получении инфраструктурных бюджетных кредитов. Такой механизм, позволяющий рассчитывать на поддержку центра не только неблагополучным регионам, становится значимым элементом стимулирования реальной политики развития.

Выделение территорий, которые требуют наибольшего внимания, также соответствует новой логике индивидуального подхода. Прежде всего это местности, которые не имеют возможности развиваться наравне с другими в силу своего геополитического положения. В качестве таких зон премьер выделил Арктику и Дальний Восток. А также зоны, которым в силу особенностей развития страны требуется поддержка, — сельские. Поддержка будет осуществляться в рамках государственных программ.

Происходит перезагрузка системы управления, направленная на более плотное и оперативное взаимодействие федеральных министерств с регионами. Появляются новые структуры, например, Координационный центр. Его задача — сбор и анализ информации, поступающей из государственных информационных систем различного уровня и других источников, а также усиление уже существующих структур: закрепление Госсовета в качестве конституционного государственного консультативного и совещательного органа усиливает влияние глав регионов на формирование федеральной повестки.

Встреча с президентом и премьером: фокусировка внимания центра. Разработка системы поддержки регионов, которая будет учитывать сильные и слабые стороны субъектов, проходит параллельно с традиционными встречами президента и премьера с главами регионов, которые не только имеют политический смысл (укрепление/потеря главами регионов позиций), но и дают возможность продвижения крупных инфраструктурных проектов. Так, состоявшиеся недавно встречи президента РФ Владимира Путина с губернаторами Красноярского края Александром Уссом и Омской области Александром Бурковым позволили главам регионов поднять тему строительства метро в Красноярске и сооружения Северного обхода города Омска.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: