ПМЭФ, как и другие подобные крупные площадки в разрезе региональной политики, позволяет губернаторам донести напрямую до высшего руководства страны свои предложения и мнения. В том числе и тем главам регионов, которые не обладают такой степенью взаимодействия с президентом РФ, правительством, Госдумой, какая есть, например, в Новгородской области. Понятно, что губернаторы, состоящие в группах Госсовета, в рабочем порядке участвуют в выработке современных управленческих решений.

Опять же, на площадках, подобных ПМЭФ, есть возможность высказать, скажем так, более революционные решения, требующие серьезной политической воли от федерального правительства. В частности, это касается межбюджетных отношений, их корректировки, так как известно, что финансово-экономический блок федерального правительства неохотно идет на изменение правил. Здесь хотел бы отметить, что предложения губернатора Челябинской области Алексея Текслера демонстрируют достаточно взвешенный подход к межбюджетным отношениям, поскольку регионы, которые не показывают значительного роста, могут находиться в такой ситуации по разным причинам, в том числе из-за качества управленческой команды. Поэтому, чтобы выправить в данном случае качество жизни в таких регионах, нужны конкретные программы, проекты, подготовленные с применением опыта других территорий либо разработанные в рамках групп Госсовета. Разумеется, эти программы должны содержать как конкретные задачи и цели, так и определенную меру ответственности для официальных лиц – руководителей регионов, которые будут пользоваться этими программами.

С другой стороны, действительно, регионы, которые уже достигли определенных успехов и нуждаются в дальнейшем развитии, могут испытывать как раз ситуативную нехватку, скажем так, оборотных средств. Восполнить эти средства как раз могут дополнительные трансферты из федерального бюджета с предоставлением широких полномочий регионам на их расходование. Тем более в нынешней ситуации часть этих регионов, например Новгородская область, продемонстрировали эффективную реализацию полномочий по важнейших направлениям, в том числе по направлениям федеральной политики, связанным ранее с пандемией коронавируса, а сейчас – с поддержкой участников СВО и их семей. Подобные управленческие команды могут получать в распоряжение более серьезные средства, чтобы, по излюбленному выражению Никитина, они поливали то, что растет, то есть демонстрировали, что реализация региональных программ дает результат. У нас очень разные регионы, местная специфика может по-разному отражаться на освоении федеральных средств и на тех направлениях, где они нужны для повышения качества жизни.

Андрей Никитин в своем выступлении как раз обрисовал идеологию этого подхода, он действует вместе с коллегами-губернаторами в диалоге с федеральным центром. И это не первый раз. Некоторое время назад были транслированы Никитиным на федеральный уровень предложения совета мэров малых и средних городов в области местного самоуправления и его трансформации. Можно отметить деятельность по социальному направлению, когда многие разработки Никитина и его команды, апробированные в Новгородской области, уже распространены на всю страну. Также вопросы, связанные с экономической политикой, в частности с особыми экономическими зонами, апробированные в регионе и дающие свои плоды, проиллюстрированные, кстати, стабильным пятым местом области в инвестиционном рейтинге регионов, результаты которого были озвучены в рамках ПМЭФ, реализуются по всей стране. Как было отмечено на ПМЭФ, остальные регионы подтягиваются к лидерам в том числе за счет использования тех практик, которые они рекомендуют.

Если в целом оценить выступление Никитина, то, во-первых, он транслирует определенные практики коллегам-губернаторам. Во-вторых, в диалоге с федеральным центром он является одним из лидеров губернаторского корпуса, причем лидером деятельным, подводящим идеологическую базу под те предложения, которые формирует корпус глав регионов России.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: