Мэр Москвы Сергей Собянин в среду выступил в Мосгордуме с ежегодным отчетом о деятельности городского правительства.

В целом мэр Москвы озвучил ситуацию, которая сложилась в столь странный как раз для развития год. Странный, потому что, с одной стороны, этот год можно считать годом выхода из кризиса (который все-таки имел место в 2020-м): экономика Москвы находилась на подъеме, росли все позитивные показатели, а негативные, соответственно, снижались. С другой стороны, в Москве сохранялся режим сложной эпидемиологической ситуации, вводились разного рода меры, которые должны были препятствовать распространению коронавирусной инфекции. Сергей Собянин как раз отметил позитивное состояние, в котором в итоге оказался город, несмотря на эти вызовы. Было отмечено, что целый ряд отраслей пока не смог восстановиться: это касается туризма, гостиничного бизнеса, некоторых отраслей сферы услуг. Но в то же время наблюдается подъем в промышленности, в том числе в машиностроении и пищевой промышленности.

Был констатирован подъем экономики города в целом. Было отмечено продолжение активного инфраструктурного развития города в части строительства метро, транспортных магистралей. Традиционно были озвучены факты, связанные с ростом расходов на социальную сферу. Было подчеркнуто, что и далее это направление будет расти более быстрыми темпами, чем другие направления.

Есть моменты, на которые, на мой взгляд, можно было бы обратить внимание, но мэр их если и упомянул, то вскользь. Например, Москва в этом году впервые с 2013-го вышла на использование долговых инструментов, то есть стала занимать, наращивая государственный долг. Последние годы госдолг Москвы сокращался, в этом году снова увеличился. С одной стороны, это можно считать проявлением каких-то негативных фактов, но я бы сделал акцент на другом. Москва успешно воспользовалась ситуацией с низкими процентными ставками, сложившейся в середине 2021 года, и успешно впервые в истории разместила так называемые зеленые облигации, заняла десятки миллиардов рублей, сопрягая денежные заимствования с программами по расширению метро, закупке электробусов и другими вопросами, которые связаны с потенциальным длительным переходом к снижению углеродного следа, к следованию принципам низкоуглеродной экономики. Такое знаковое событие я бы отметил дополнительно. Я считаю, что для Москвы оно носит исторический характер.

Помимо этого, Москва подала заявку в федеральный бюджет и получит инфраструктурный бюджетный кредит в достаточно большом объеме (более 80 млрд рублей). Несмотря на то что бюджет столицы остается самым большим из региональных бюджетов (порядка ⅕ от всех региональных бюджетов страны), несмотря на то что в городе в 2021 году была положительная динамика наращивания объемов доходов, Москва использует и другие финансовые инструменты. Еще раз отмечу: при, казалось бы, негативной потенциальной оценке, которая может охарактеризовать состояние бюджета, эти факты нужно рассматривать с позитивной точки зрения – заимствования были сделаны как раз на этапе низких процентных ставок и больших возможностей.

Еще я бы отметил, что в Москве очень активно развивается информационная среда, о чем тоже было сказано. Мне кажется, движение в этом направлении идет быстрее, чем планировалось. К сожалению, причиной этого стала необходимость введения разного рода мер, типа QR-кодов и иных действий, связанных с коронавирусом. Тем не менее факт остается фактом: Москва перешла на цифровые рельсы гораздо более быстрыми темпами, чем кто-либо мог спрогнозировать еще несколько лет назад. Этот факт тоже должен быть отмечен. Возможно, он не полностью связан с заслугами именно московского правительства, но ядерным пунктом является именно правительство Москвы, которое стимулировало эти цифровые аспекты развития такого крупного мегаполиса.

Эти моменты я бы отметил в контексте того, что было сказано вчера Сергеем Собяниным перед депутатами Мосгордумы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: