Не только для меня, но и для некоторых моих коллег отставка ярославского губернатора Дмитрия Миронова не была неожиданной. Скорее, неожиданной стала скорость, с которой это произошло. Многие политические аналитики называли Миронова в числе потенциальных отставников после того, как прошли выборы в сентябре. Главной причиной являлись очень низкие результаты «Единой России» на выборах в Ярославской области.

Совершенно очевидно, что этот низкий результат партии власти стал следствием, во-первых, неэффективной социально-экономической политики Миронова и невысокого качества политического управления регионом, во-вторых, неспособности Миронова и его команды эффективно мобилизовать электорат партии власти. А это произошло как раз по причине низкого качества политического менеджмента.

Миронов принадлежит к числу так называемых охранников – сотрудников силовых структур, которые имели отношение к охране главы государства в разные периоды своей «силовой» биографии. Миронов работал в Министерстве внутренних дел, он достаточно высокопоставленный силовик, который, наряду с губернатором, например, Тульской области или с губернатором Астраханской области, был направлен в регион. Это такая особая группа губернаторов, наряду с губернаторами «новой волны».

Когда многие мои коллеги оценивали губернаторство Миронова, то господствовал некий консенсус относительно того, что работа его команды неэффективна. У Миронова был невысокий рейтинг в регионе, он так и не смог наладить эффективную коммуникацию с местными элитами. Преобладающими методами работы оставались давление и в целом жесткий стиль, в этом смысле он никак не смог избавиться от той стилистики, которая была ему присуща как силовику. Но самым раздражающим фактором для ярославцев являлось то, что, помимо Миронова, регионом управляла достаточно приличная по численности и весьма разношерстная компания из Москвы. И это неэффективное с социально-экономической точки зрения «варяжское» правление, не нашедшее необходимой стилистики во взаимоотношениях с местными элитами и общественностью, вызывало в основном негативные эмоции.

Спустя достаточно короткий период времени после назначения Миронова в Ярославскую область его рейтинг уже был невысоким. Крайне низкий результат «Единой России» на прошедших выборах является не только следствием того, что Ярославская область в принципе достаточно сложная с  точки зрения политических настроений и управления (она всегда занимала особое место как регион, где относительно сильны либеральные настроения и достаточно развитое гражданское общество). Эти обстоятельства усилили негатив в отношении Миронова как бывшего силовика, не сумевшего найти адекватных инструментов для взаимоотношений с местными элитами и делавшего ставку на приезжую команду.

В результате был получен крайне невысокий результат партии власти – и в Кремле были сделаны соответствующие выводы. Я не исключаю, что Миронов действительно мог сам попроситься в отставку, поняв, что такой результат выборов является достаточно серьезной преимущественно негативной оценкой его работы. Я не думаю, что он пропадет. Здесь есть два фактора: с одной стороны, он человек, которому, скорее всего, доверяет глава государства (судя по его прежней биографии). Это означает, что перспективы у него есть. С другой стороны, он ушел, скажем так, не как победитель. Он ушел как человек, который имел неуспех в качестве губернатора, и это всем понятно. Как в данном случае эти факторы скомбинируются, пока непонятно.

Что касается смены, в принципе, у врио Михаила Евраева понятный типаж – типаж губернатора «новой волны». Он человек, который достаточно долго работал федеральным чиновником, работал в ФАС, в Министерстве регионального развития. Да, он «варяг», но мы понимаем, что большинство губернаторов «новой волны» – «варяги». Поэтому типаж довольно традиционный для сегодняшней кадровой политики в отношении губернаторского корпуса. Из того, что он работал в ФАС, и из того, что он выходец из санкт-петербургского «Яблока», можно сделать вывод, что Евраев – человек из когорты Игоря Артемьева, который ранее возглавлял Федеральную антимонопольную службу. Кстати, люди из этой когорты и работают губернаторами, так что Евраев не первый, кто оттуда направляется в регионы.

Для меня совершенно очевидно, что Евраев точно будет не хуже Миронова просто потому, что он человек гражданский, имеет очень неплохое образование, к тому же в «Яблоке» он занимался экономической и региональной аналитикой. При этом, имея опыт работы в качестве чиновника в ФАС и особенно в Министерстве регионального развития, он очень хорошо представляет, как функционируют федеральная и региональная системы управления. По всей видимости, методы управления у него будут несколько иные, чем у Миронова.

Перед Евраевым встанут проблемы интеграции, взаимоотношений с очень своеобразными и гордыми ярославскими элитами, «варяжская» проблема. Что он будет делать: привезет команду (и сколько это будет людей) или будет опираться на местные кадры? Но теперь ярославский случай станет близким к тем регионам, которыми управляют губернаторы «новой волны». В этом смысле Ярославская область выравнивается, приближается к «общему знаменателю», поскольку значительной частью российских регионов сегодня управляют губернаторы «новой волны».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: