Не стимулирование, а выравнивание: почему сильные регионы остаются «дойными коровами»


Налоговая политика не должна быть инструментом выравнивания регионов, заявил в ходе «Гайдаровского форума» губернатор Пермского края Максим Решетников, сообщил  tass.ru. По его словам, неравенство в этом плане — ресурс для развития. При этом Решетников отметил, что необходимо развивать вмененные системы налогообложения, специальные налоговые режимы, такие как торговый сбор и патент на работу, которые получились успешными. В целом он предложил дать больше самостоятельности субъектам в развитии налоговых инструментов.

Вся федеральная политика, связанная с налогами, с межбюджетными отношениями, с налоговым регулированием носит характер не стимулирования, а выравнивания. Мы размазываем тонким слоем те доходы, которые у нас получает небольшое количество регионов, и никоим образом не стимулируем те регионы, которые работают над налоговой системой, а наоборот больше применяем метод кнута. Вот в прошлом году федеральный центр забрал один процент от налога на прибыль, а вернул в меньшем объеме в форме субсидий, и это лишний раз доказывает, что такие сильные регионы как Пермский край до сих пор остаются дойными коровами – они зарабатывают и отдают. Таковы правила игры. С этой точки зрения губернатор говорит здраво.

Прислушается ли федеральный центр к этому? На мой взгляд сейчас социально-экономическая ситуация непростая для того, чтобы какие-то предпринимать маневры в этом направлении. А с другой стороны, в правительстве нет идеологов политики стимулирования, поддержки региональных точек роста. У нас в ликвидировали министерство регионального развития, и как таковой стратегии развития регионов со стороны федерального центра не просматривается. Есть межбюджетные отношения, есть дотационные регионы, есть политика выравнивания, и на этом всё заканчивается.

Всё, что касается курортных, торговых сборов, патентов и различных налоговых режимов пока у нас в регионе это очень слабо развивается, поэтому, наверное, губернатор рассуждал на примере Москвы и других. К примеру, у нас всего десятки предприятий, субъектов малого бизнеса перешли на нулевую налоговую ставку, на патентное налогообложение, а это — капля в море.

К сожалению, получается, что у нас, как федеральный центр выстраивает с регионами взаимоотношения, так и выстроены отношения между регионом и муниципалитетами. То есть нехватка взаимопонимания сказывается, и уже регионы имеют дело с дотационными муниципалитетами, где как правило тоже в приоритете – выравнивание.

Но самое неприятно, что у нас никак не может устояться налоговая система, все хотят, чтобы были единые правила и чтобы они не менялись, но этого не получается: постоянно меняются межбюджетные отношения, ставки или перераспределение налогов происходят в ежегодном режиме. Пока мы только говорим о том, какими мы хотим видеть финансовые отношения между центром и регионами, но мы ещё далеки от реальных дел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: