Нашу рыбу необходимо закупать для организаций и нужд армии
На Дальнем Востоке сложилась беспрецедентная ситуация: продолжается путина, холодильники заполнены, а мощности для хранения минтая не соответствуют его объемам. Внутренний рынок на такой объем продукции не рассчитан. В этой ситуации предпочтительно введение плавающих пошлин по аналогии с пошлинами на зерно. То есть когда в стране профицит рыбы – пошлины снижаются, когда дефицит – повышаются. Сама пошлина регулярно пересматривается.
Другое дело, что это не решит проблему полностью, потому что внутренний объем потребления благодаря этим пошлинам можно на какой-то процент увеличить и рынок справится с этими объемами, потому что спрос на рыбу все равно есть. Тот же минтай в тушках, где мало добавочной стоимости, поставлялся в центральные регионы страны. Он не филетирован, то есть продавался не в виде полуфабрикатов, а в виде замороженных тушек. Не потому, что Дальний Восток не хочет этим заниматься, а потому, что нет спроса на разделанную рыбу.
В последнее время появились какие-то упаковочные коробки, брикеты с филе. На них стало меньше глазури – наледи.
На минтай можно и нужно поднять внутренний спрос, но население его не очень любит. Сама рыба безвкусная. У нас предпочитают все, что повкусней да пожирней, – лосось, треску. Поэтому минтай требует какого-то нового «прочтения» в плане обработки, переработки, чтобы он заинтересовал. Хотя рыба, конечно, полезная. Позиционируя минтай в качестве полезного и недорогого продукта, мы его на рынок продвинем.
Говорят о необходимости интервенций, чтобы этот продукт закупался в стратегических целях, для нужд армии, образовательных и медицинских учреждений общепита. То есть необходимо проводить закупки для организаций. Надежда на это есть.
Это действительно качественный и полезный продукт. Китай он всегда интересовал, но в связи с закрытием портов сейчас встала эта проблема. То есть нормализовать ситуацию на рынке можно с помощью двух механизмов: плавающих пошлин и интервенций со стороны государства. Ну и нужна какая-то программа популяризации этой рыбы на внутреннем рынке. Для этого и сам продукт должен быть с добавленной стоимостью, качественным и привлекательным для потребителя.