Нам необходима модернизация инфраструктуры городов
Обучение губернаторов градостроительному развитию – отличная новость, которой можно только порадоваться. Вопрос в том, кто и как будет обучать высокопоставленных чиновников и смогут ли они в итоге применить теорию на практике, вернувшись в свои регионы и вновь столкнувшись с реальными проблемами развития городов. Сегодня в России не так много специалистов c реальным опытом, которые могут вести подобное обучение, а в европейских странах – еще меньше, поскольку там комплексное развитие инфраструктуры велось в 1960–1970-х годах. Серьезные средства в инфраструктуру развития наших городов начали вкладывать не так давно, их еще потребуется немало для того, чтобы выстроить ее фактически с нуля, в то время как в Европе инфраструктуру отстроили 50 лет назад – там уже занимаются «косметикой» и «тюнингом», если можно так выразиться. А мы уже больше 40 лет не занимаемся инфраструктурой городов, и нам необходимы ее комплексное развитие и модернизация.
Для того чтобы в городе можно было жить, работать и отдыхать, в нем должны быть созданы три важнейшие инфраструктуры. Во-первых, социальная инфраструктура: школы, больницы, детские сады, спортивные и общественные пространства и тому подобное.
Во-вторых, природно-инженерная инфраструктура, которая, по сути, управляет климатом, чтобы город не переохлаждался или, напротив, не перегревался, а также чтобы увлажнялся и проветривался. Такие разработки велись в Советском Союзе, когда в городах создавали так называемые зеленые каркасы, которые не имели никакого отношения к благоустройству, а решали задачи по инженерному обеспечению города. Например, можно существенно снизить нагрузку на кондиционирование, если правильно сделать природный каркас в южных городах, или, наоборот, повысить температуру там, где город переохлаждается.
В-третьих, транспортная инфраструктура, которая должна быть увязана с планируемой в городе застройкой. Многие города до сих пор практикуют создание новых районов на окраине. При этом население самого города не растет, но в новый микрорайон приходится тянуть все коммуникации и создавать там инфраструктуру. Что тогда делать со старыми районами города, где уже живут люди? У нас же не хватит денег и на новую инфраструктуру, и на старую. Жители в итоге будут переезжать из старых районов в новые, а существующие районы города – превращаться в гетто. Такие проблемы есть сегодня во многих регионах.
После 40 лет забвения регионам все-таки начали выделять деньги на инфраструктуру и развитие городов. Это не может не радовать, но, чтобы вкладывать средства с максимальной эффективностью, решение о создании той или иной инфраструктуры в тех или иных пропорциях необходимо принимать только на основании комплексного мастер-плана (по сути, это стратегическая часть генплана города). Такой мастер-план состоит из пяти основных стратегий: стратегия развития социальной инфраструктуры, стратегия развития инженерно-экологической инфраструктуры, стратегия развития транспортной инфраструктуры, стратегия зонирования застройки и стратегия экономики и управления (то есть выделение приоритетов в развитии инфраструктуры). Стратегический мастер-план в таком случае должен стать обязательным и являться основанием для финансирования адресных инвестиционных программ развития инфраструктуры города.
Для того чтобы потенциальное обучение губернаторов не прошло даром, им необходимо как минимум участвовать в разработке комплексного мастер-плана развития инфраструктуры своих городов. Только на конкретном примере с привлечением специалистов и при столкновении с теми проблемами, которые неизбежно возникнут по ходу, можно понять, как, с одной стороны, создать комфортные и удобные условия для жизни, а с другой – не переплачивать за это в несколько раз. Реализовать разработку подобных стратегических документов возможно только при непосредственном участии в работе профессионального сообщества – социологов, экологов, инженеров, транспортников, экономистов и архитекторов. Теоретический курс для губернаторов задачи, к сожалению, не решит. Такой подход, кстати, активно практиковался в Советском Союзе, он доказал свою эффективность. Городские власти тогда не сами проектировали города, а приглашали специалистов, которые профессионально выполняли свою работу.