Президент России Владимир Путин 4 октября принял досрочную отставку главы администрации Тамбовской области Александра Никитина.

С одной стороны, отставка Никитина была неожиданной с точки зрения некой объективной политической логики. Всего лишь чуть больше года назад Никитин от президента РФ Владимира Путина получил одобрение на повторный срок и вышел на выборы, которые выиграл. То есть фактически в должности губернатора в рамках второго срока Никитин находился чуть больше года. Конечно, даже сам этот факт, что одобренный президентом РФ на второй срок губернатор уходит в отставку всего через год своей работы, вызывает некое недоумение. Тем более что публичных претензий со стороны органов власти к Никитину не предъявлялось, он ушел по собственному желанию. Претензии были к его окружению, но не к нему самому.

С точки зрения состояния региона можно сказать, что в целом, если брать, например, динамику социально-экономического развития региона, она была удовлетворительной. Это, кстати, отметил Путин на встрече с Никитиным летом прошлого года, он даже похвалил губернатора за промышленный рост. Да, Тамбовщина не отличается передовым характером экономики и высоким уровнем доходов населения, она занимает довольно низкие позиции даже в рамках Черноземья. Но темпы роста экономики (особенно промышленного сектора) были при Никитине заметными. То есть социально-экономическое развитие администрация Никитина осуществляла вполне сносно, скажем так.

Если говорить о политическом управлении, то у Никитина и у Тамбовской области была довольно специфическая характеристика. Многие эксперты называют Тамбовщину «электоральным султанатом Черноземья», потому что здесь стабильно очень высокие результаты показывает партия «Единая Россия», здесь были очень высокие, рекордные результаты голосования за поправки к Конституции. Сам Никитин переизбрался с очень убедительным результатом в 2020 году, а параллельно на выборах в Тамбовскую городскую думу «Единая Россия» была разгромлена партией «Родина», которая выиграла выборы, заняла две трети мест в городской думе. Но это был успех не самой партии «Родина», а бывшего сити-менеджера Тамбова Максима Косенкова. Надо отдать должное Никитину, он воспринял это поражение «Единой России» адекватно, не стал воевать с Косенковым, а предложил фактически политический альянс – предложил назначить Косенкова врио мэра. Два политика достаточно активно показывали расположение и готовность друг с другом работать. И уже на выборах этого года город не принес неожиданностей: «Единая Россия» показала самый высокий в Черноземье результат (как на выборах в Госдуму, так и на выборах в областной парламент). Можно сказать, что Никитин вполне эффективно управлял регионом, обеспечивая стабильность и высокие результаты партии власти, при необходимости гася серьезные конфликты. Если смотреть на объективные внешние причины, то оснований для отставки по большому счету не было. В этом смысле отставка выглядит неожиданной.

С другой стороны, мы видели, что значительная часть информационных ресурсов, в частности Telegram-каналов, которые считаются близкими к власти, постоянно транслировали, что Никитиным недовольны в администрации президента и что он неэффективен. Как я понимаю, главная претензия, которая выдвигалась в отношении Никитина, состоит в том, что его политический стиль архаичен и он, скажем так, не вписывается в современную стилистику политического управления. Плюс ко всему то, что против него активно играют влиятельные федеральные игроки, было заметно и по другим признакам. В частности, накануне встречи Путина с Никитиным в прошлом году против окружения Никитина активно возбуждались уголовные дела. Во-первых, это освещалось в прессе, а во-вторых, после того как Никитин получил одобрение Путина избираться второй раз, интенсивность этих действий силовиков уменьшилась, что достаточно четко показало, что против Никитина играют некие влиятельные группы интересов.

Наконец, уже буквально накануне отставки целый ряд достаточно известных информационных ресурсов писал, что Никитин уйдет, ссылаясь на его неэффективный, несовременный политический стиль и проблемы с силовиками. Я считаю, по всей видимости, у Никитина были сложные отношения с администрацией президента. Никитин действительно не вписывался в некий современный формат руководителя, который предлагает администрация и который воплощен в типаже руководителей «новой волны». Несмотря на то что Никитин относительно молодой, его методы политического управления действительно считались архаичными. Я бы сказал, что он не вписался в «новую волну». Это его главная проблема. Поскольку сейчас роль администрации президента в подборе и расстановке губернаторских кадров является определяющей, то эта «невписанность» Никитина в некий типаж, претензии к нему и качество его политического управления и сыграли роковую роль.

На смену Владимиру Сипягину (во Владимирской области) и Александру Никитину пришли два классических представителя губернаторов «новой волны». Если говорить о Максиме Егорове, то это такой знакомый типаж губернаторов-технократов, представителей «новой волны». Сейчас губернаторский резерв рекрутируется не только из чиновников, но и из других социальных групп. Егоров – состоявшийся федеральный чиновник, заместитель министра, человек с достаточно внушительной управленческой биографией, прошедший, разумеется, знаменитую «школу губернатора». То есть он подготовленный и включенный в кадровый резерв на замещение должности главы региона, в итоге направленный в Тамбовскую область.

Учитывая типаж Егорова, можно прогнозировать основные тенденции и направления его деятельности. Поскольку губернаторы «новой волны» – это некие операторы национальных проектов, то главным приоритетом Егорова будет реализация национальных проектов. Здесь есть свой нюанс: учитывая прежнюю работу и лоббистские возможности Егорова, можно понять, что коммунальное хозяйство и энергетическая инфраструктура станут одними из ключевых приоритетов. При этом активно будут реализовываться и другие нацпроекты, потому что это некое техническое задание для губернаторов «новой волны». Также можно прогнозировать, что, скорее всего, под Егорова будут более активно привлекаться средства из федерального центра. Центр такому типу губернаторов будет более активно давать деньги на реализацию различных проектов  – и федеральных, и региональных. В этом смысле, думаю, Тамбовщина при Егорове получит больше.

Что касается места Егорова в системе, то главная проблема всех этих губернаторов, подавляющая часть из которых является «варягами», – это эффективная интеграция в местную «почву» и выстраивание неконфликтных отношений с местными элитами. Как это сделает Егоров, пока неизвестно, потому что все складывается по-разному у губернаторов «новой волны». Но это будет очень важным моментом в его позиционировании как руководителя Тамбовской области.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: