На фоне грядущих налоговых изменений регионам придется стимулировать рост производительности труда
Минфин инициирует увеличение НДС до 22% и оптимизацию льгот для МСП. НДС 10% сохранится на социально значимые товары: лекарства, детские товары и некоторые продукты питания. Порог доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС, может быть снижен с 60 млн до 10 млн рублей. Также предлагается отменить льготный тариф страховых взносов для малого и среднего бизнеса в сферах торговли, строительства, добычи полезных ископаемых и т. д.
Сейчас достаточно сложно оценивать ситуацию, потому что необходимо понять объем предполагаемых сборов и то, как он будет распределяться на инфляцию спроса впоследствии и на инфляцию издержек. Пока ощущение такое, что в федеральный бюджет поступит около 1 трлн рублей. При этом, по заявлению Минфина, все эти суммы будут направлены на обеспечение потребностей обороны и безопасности. По общему правилу, повышение НДС всегда сказывается на инфляции и росте издержек. Пока в расчете на год, учитывая прошлый опыт и условия, в которых сейчас находится экономика, можно предварительно оценить, что годовая инфляция вырастет примерно на 1 п. п.
Для регионов это, естественно, неприятная вещь, потому что областным администрациям придется серьезно разворачиваться в сторону стимулирования роста производительности труда, то есть сосредоточиться на стимулировании инвестиций, на поддержке образовательных программ для персонала и т. д. Когда увеличиваются издержки, единственный нормальный способ – это системные действия, направленные на развитие производительности труда. У регионов такие возможности есть. Естественно, нужна концентрация на переформатировании поддержки малого бизнеса.
Дальше возникает вопрос о повышенном инфляционном фоне. Это скажется на замедлении снижения ключевой ставки Центрального банка. Поэтому период монетарной жесткости будет несколько дольше. В этих условиях отвечать на такой механизм можно, только разворачивая все регулятивные меры на поддержку роста производительности труда. А это не только производственные активы, но еще и человеческий капитал – факторы, которые влияют на мотивацию к труду, на мотивацию сохранить рабочее место, на расширение профессиональных навыков. Все это нужно согласовывать с параметрами межбюджетных отношений, которые будут предложены. Многое будет меняться, но пока очевидно, что регионы получат дополнительный лимит бюджетных кредитов.
Полагаю, что в условиях оптимизации льготных тарифов для малого и среднего предпринимательства эффект будет двойной. Кто-то, естественно, захочет закрывать бизнес – это будет касаться, вероятно, предприятий торговли и отчасти бытовых услуг. Что касается остальных, кто связан с производством, научными исследованиями, электроникой, логистикой, – они будут ускоренно развиваться, поскольку получают по крайней мере продолжение тех льгот, которые у них были. С другой стороны, в структуре малого бизнеса торговые и торгово-посреднические предприятия преобладают – их более 80%. Поэтому с точки зрения увеличения предложения на фоне инфляции важно поддерживать этот производственный сегмент.