Власти регионов рассматривают вариант изменения своих бюджетов. Есть субъекты, которые имеют профицитные бюджеты (их меньшинство, около 10–15). Они реализуют целый ряд региональных программ, которые никак не зависят от федерального бюджета. Но большинство регионов субсидируются, поэтому и ряд их программ субсидируется из федерального бюджета. Таким образом, в разных регионах будут урезаться разные программы.

Озвучу общие тенденции, которых стоит ожидать. Санкции заставят нас более рационально использовать средства. Есть такие сферы, где необходимо сохранить реализацию программ. Безусловно, целый ряд программ будет перенесен, высвобожденные средства будут перемещены. Во-первых, сейчас прежде всего важно сохранить поддержку малоимущих слоев населения. Поскольку ожидается значительная инфляция, средства будут выделяться на адресную социальную поддержку населения. Субсидирования возможны и на выплату заработных плат. Я не исключаю, что возможна национализация каких-то предприятий частного бизнеса, если все-таки государству потребуются средства на их поддержку. Не надо забывать, что президент РФ Владимир Путин заявил о выплатах раненым и семьям погибших. Также оказывается масштабная гуманитарная помощь тем районам, где сейчас произошла гуманитарная катастрофа.

Во-вторых, нужны деньги на поддержку банковской системы, всей системы, связанной с движением денег, и это уже тоже заявлено государством. Население должно иметь возможность снимать свои вклады при необходимости, делать покупки, пользоваться банковской системой, чтобы можно было положить средства и знать, что инфляция не съест эти деньги, поэтому у банков должна быть ликвидность, а инфляция это подрывает. Банковская система – это кровеносные сосуды экономики. В том числе необходима поддержка страховой системы. Надо обеспечить социальное страхование, чтобы внебюджетные государственные фонды функционировали: пенсионный, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования. Также надо поддерживать безработных.

В-третьих, нужно поддержать базовые отрасли экономики. В данной ситуации, безусловно, приоритетен военно-промышленный комплекс, а также отрасли, которые обеспечивают производство необходимых средств. Сейчас санкции перекрывают импортные поставки, в том числе технологические и продовольственные, поэтому нужно налаживать производство тех видов оборудования, которые раньше не производились.

Таким образом, предстоит огромная структурная перестройка. Часть расходов будет сокращена, а часть – наоборот. Это все не на один день. Мы в значительной мере уходим от рыночной экономики, начинаем пользоваться рычагами мобилизационной экономики. Государство берет на себя те функции, которые ему раньше не требовалось брать. Предстоят структурные перестройки в движении средств, в движении материальных ресурсов. Разных регионов это коснется в разной степени.

Например, Москва – это огромный мегаполис, она имеет профицитный бюджет. С одной стороны, здесь больше возможностей, с другой стороны, больше задач и проблем, поэтому будет сложнее, поскольку масштабы расходов огромные, а в этой ситуации они, думаю, еще вырастут. Если взять какой-то дотационный регион, который живет в значительной мере на субсидированный бюджет, то там свои проблемы. Там масштабы затрат меньше, но и средств меньше, они во многом зависят от федеральных субсидий. Поэтому значительная часть регионов не свободны в своих решениях. Они будут вынуждены считаться с тем, какая федеральная политика будет проводиться.

Ситуация динамично развивается и еще не успокоилась: продолжается введение новых санкций, сразу на все невозможно отреагировать. Будут и ошибки. Мы должны понимать, что наша личная устойчивость во многом зависит от устойчивости страны, экономики в целом, поэтому не надо допускать паники. Все структуры, начиная от простых людей и заканчивая высшими органами власти, должны теперь работать по-другому, фактически вся страна переведена в новый режим работы. Но меры принимаются.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: