Мусорные полигоны заканчиваются, экологи давно бьют тревогу
Глава Минприроды России Александр Козлов считает, что в ближайшие два-три года в 20 регионах страны свободная емкость свалок с отходами закончится, а мощности свалок будут исчерпаны. К регионам, где сегодня наблюдаются наибольшие риски, министр отнес Санкт-Петербург, Севастополь, Кубань, Ленинградскую, Магаданскую, Новосибирскую и другие области, пишет «Коммерсантъ».
То, что емкость полигонов не бесконечна, было понятно уже давно, при этом экологи десятилетиями пытаются донести это понимание до властей. Проблема ведь не просто в том, что «в России земли под полигоны мало». Объекты утилизации отходов не так просто разместить, ведь они должны находиться достаточно близко к городам, иначе транспортировка становится «золотой», и в то же время – достаточно далеко от любого жилья, чтобы были соблюдены санитарные требования. Где угодно их тоже не разместишь, так как это нельзя делать, например, на подтапливаемых участках (там должны быть водоупорные грунты). Немало и других требований, а участков, соответствующих им всем, практически не остается.
Емкости действующих полигонов во многих регионах быстро исчерпываются, новые полигоны размещать непросто, а где-то и невозможно. Поэтому снова и снова возникают проекты строительства мусоросжигательных заводов, очень дорогих и опасных в плане потенциальных рисков (теоретически современные технологии позволяют неплохо очищать отходящие газы, но мы знаем особенности «соблюдения» технологической дисциплины в России).
Наиболее разумный путь – минимизация образования отходов и максимальное вовлечение их во вторичный оборот. Меры по минимизации образования отходов в России до сих пор практически не ощущаются, а вторичная переработка минимальна.
Одной из важнейших причин этого является монополия регоператоров, у которых нет реальных стимулов стремиться предоставить населению и юрлицам услуги наилучшего качества по минимальной цене, как это было бы в конкурентных условиях. Им проще поднять тарифы и собирать деньги с населения, ничего особо не меняя. Этот порок заложен в действующий закон «Об отходах производства и потребления».
Регионы теоретически могли бы попытаться нивелировать это специальными усилиями, но на практике, разумеется, фактически коррупциоемкое законодательство в этой сфере не просто не позволяет, а даже стимулирует региональные власти организовывать победу в конкурсах «правильных» компаний, которым потом нет особой нужды хорошо работать. Поэтому серьезных изменений к лучшему без реформирования законодательства я бы не ждал.