Мусорная реформа в регионах: в чем ее недостатки
Мусорная реформа в нынешней России – явление не новое с точки зрения ретроспективы. Мусорная реформа была и в Советском Союзе. Тогда была найдена очень интересная технология по переработке мусора. В 1970 году она была реализована в Ленинграде, когда был построен первый в СССР завод по переработке мусора. Это была щадящая технология: биокомпостирование, отбор мусора. И в этом плане предыдущий опыт мог бы стать для современной России интересным для реализации мусорной реформы.
На мой взгляд, недостаток нынешней мусорной реформы в том, что она отдана в руки бизнесменам и чиновникам, при этом «отключен» блок науки. В то же время, проводя сравнительный анализ, я вижу, что в Ленинграде Академия коммунального хозяйства научно обеспечивала все необходимые производственные процессы. Более того, не просто научно, а была подготовка кадров. Сейчас же в бизнес приходят люди, которые не обладают научным мировоззрением, только для того, чтобы заработать. К тому же имеется кадровая чехарда среди депутатов местных парламентов, среди федеральных и региональных министров, которые отвечают за реализацию мусорной реформы. И при всем этом нет «держателя проблемы», который бы на всем длительном этапе мог отслеживать направление деятельности и предлагать варианты решения проблем. В советском Ленинграде таким «держателем проблемы» была Академия коммунального хозяйства.
Сейчас, находясь в ситуации кадрового дефицита, мы сталкиваемся с тем, что в ряде регионов мусорная реформа отменена на три года. Это Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В ряде регионов реформа просто не идет, она тормозится. Есть, конечно, регионы, в которых она развивается, исходя из того что там сохранились кадры и чиновники, которые долго занимались данной темой. Потому что одним щелчком мусорную проблему не решить. Особенно актуальной она остается для Москвы. Как известно, мусорный поток не остановить – он образуется ежесекундно, проблему одним лишь вывозом мусора из Москвы в Архангельскую область – в Шиес, на мой взгляд, не решить.
Главная задача на сегодняшний день – это переработка мусора, извлечение из него полезных компонентов. Мусор – это таблица Менделеева. Можно по старинке его складировать, а можно селектировать и сделать всех жителей экологами. Если платить за вторсырье реальные деньги, как это было, например, в советское время, то можно втянуть в этот процесс всех граждан.
В ситуации, когда система сбора, вывоза и переработки отходов оказалась раздроблена, появилось огромное количество маленьких и больших фирм, у которых есть свои финансовые интересы. И сейчас нужно уметь договариваться с этими компаниями, потому что, как только вы «наезжаете» на интересы какой-то фирмы, сразу появляются исковые заявления в суд и начинаются судебные тяжбы, в результате которых могут быть отменены результаты конкурсов по выбору региональных операторов и так далее. Суды у нас, как известно, самостоятельные. В Петербурге был такой судебный процесс, когда отменялось то одно, то другое. Поэтому в некоторым смысле главы регионов являются заложниками сложившейся системы.
Попытка создания единого оператора – это, на мой взгляд, явление хорошее. Создается подобие министерства – Российский экологический оператор, и это полезная вещь. Но сейчас важно уметь со всеми договариваться и учитывать долю прибыли каждого. И в этом плане договориться, чтобы решить общую экологическую проблему, очень сложно. Все хотят заработать, и в результате реализация мусорной реформы идет очень медленно, а где-то и вовсе срывается. К тому же неизвестно, что будет через три – пять лет в эффективных регионах, потому что мусорные войны никто не отменял. Уйдут одни чиновники, придут другие – и начнется новый передел рынка.