Муниципальный фильтр – это, с одной стороны, мера политическая, с другой – организационная и вынужденная. Вообще, сами выборы предполагают реализацию пассивного избирательного права каждым гражданином.  В периоды неустойчивости, не до конца сформированной политической системы, а тем более при отсутствии многопартийной системы желающих стать депутатами очень много, в том числе и тех, кого иногда относят к категории так называемых городских сумасшедших. И если всем на основе высоких принципов либерализма дать возможность баллотироваться, то мы рискуем вообще не провести настоящие выборы. Это, безусловно, не имеет никакого отношения к настоящей демократии и не позволит населению сделать компетентный и осознанный выбор, поэтому во всех странах придумывают разные способы, методы выстраивания специальных барьеров, чтобы отфильтровать действительно способных быть представителями народа.

Допустим, собирают подписи в поддержку кандидата. Есть денежный залог, то есть используется финансовый метод. Но в нынешних условиях даже поддержка подписями избирателей имеет свою финансовую составляющую, поскольку теперь собирают подписи за деньги, а кандидаты и партии, которые стремятся к положительному результату, на это деньги тратят. Это все равно что залог, только залог иногда возвращают по разным параметрам, а эти деньги никому не возвращаются.  И есть муниципальный фильтр – определенная часть лиц, получившая доверие населения на выборах, включается в процесс поддержки или неподдержки каких-либо кандидатов. И такой способ, в принципе, правомерен. Другое дело, что ему придают еще и политическую оценку, исходя из интересов конкретных политических сил.

В России много партий, и они, естественно, не могут все получить поддержку для выдвижения кандидатов, поэтому и возмущаются, что существует такой серьезный и малопреодолимый барьер, как муниципальный фильтр. В условиях, когда у нас ведущая партия, которая именуется правящей, присутствует в муниципалитетах в подавляющем большинстве, оппозиции рассчитывать на поддержку таких депутатов очень сложно.

В свое время Николай Иванович Меркушкин (экс-губернатор Самарской области) обращался к единороссам, просил оказать поддержку представителям оппозиционных партий собрать подписи «муниципалов». Это тоже какая-то аномалия, несвойственная конкурентной партийной системе.

Причина проблемы в том, что у нас не сформирована партийная система. В активной политической жизни присутствует четыре «парламентские» партии. А те, кто создал партию на основе 500 членов, в большинстве своем не могут быть партиями – это просто клуб по интересам.

Нынешний порядок поддержки в избирательной системе достаточно жесткий, поэтому и есть предложения его смягчить – снизить муниципальный фильтр, количество процентов поддержки. Но на федеральном уровне этот вопрос не решается в обязательном порядке, субъектам Федерации дано право самим решать этот вопрос. На основе политических дискуссий, каких-то публичных мероприятий эту идею надо продвигать и дальше, если есть желание у политических партий и отдельных граждан. Возможно, когда-нибудь от муниципального фильтра откажутся вообще. Но практика показывает, что во многих регионах огромные бюллетени для голосования вызывают у избирателей непонимание: как во всех этих именах разобраться? А это не в интересах избирателей.

Я считаю, что на настоящий момент муниципальный фильтр нужен. Некоторые говорят: «Давайте возвратимся к финансовому методу, чтобы был залог». Но залог ограничивает возможности несостоятельных слоев населения. Может быть, когда-то от муниципального фильтра и надо отказаться совсем, но в рамках существующих политических процессов это может нанести вред представительной системе власти, для формирования которой и проводят выборы. Ведь мы должны сформировать работоспособные органы!

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: