Можно ожидать продолжения проверок и обысков в Минтрансе и Минфине Чувашии
В Минтрансе и Минфине Чувашии силовики провели обыски и изъяли документы. Нагрянули правоохранители и по месту жительства главы Минтранса Владимира Осипова. Обыски связаны со строительством и ремонтом дорог в республике. По информации местных СМИ, фирма «Дорстар» с нарушением получила контракт на капремонт Лапсарского проезда, а затем в полном объеме передала его компании сына Осипова «Ярд». Осипов-старший эту информацию отрицает, но заявление об отставке уже подал. Контракты заключались через оперштаб по повышению эффективности использования бюджетных средств при кабинете министров республики, который возглавляет глава Минфина Михаил Ноздряков.
Я думаю, что обыски у уже бывшего министра транспорта Чувашии Владимира Осипова осуществлялись без ведома главы республики Олега Николаева. Говорят, что правоохранители обыскивали не только служебный кабинет экс-министра, но и гараж, а также жилье. Подготовились основательно к этой проверке.
Осипов – человек, который сильных нареканий со стороны главы Чувашии не вызывал. Тем более Николаев часто подчеркивал достижения в сфере транспорта в республике за последние годы. Например, с 2022 года объем Дорожного фонда Чувашской Республики увеличился на 1,4 млрд рублей, а в 2023 году достиг рекордных 9,7 млрд рублей. За три года в Чувашии построено порядка 48 км и отремонтировано более 2 тыс. км дорог, проведено 55 км наружного освещения. Но претензии силовиков к Осипову не касаются его эффективности. Есть, как мы понимаем, конкретные факты, на основании которых могло быть возбуждено уголовное дело. Ждем подробностей, было ли дело и на какой сейчас все стадии, информации от правоохранителей мало.
Сам Осипов в беседе с журналистами свою вину отрицает. Тем не менее, чтобы не подставлять губернатора, он подал в отставку – и Олег Николаев ее принял.
Так из-за чего весь сыр-бор? Местные журналисты со ссылкой на источники в рядах правоохранителей считают, что причина в контракте на капитальный ремонт Лапсарского проезда, который якобы был неким образом передан от генерального подрядчика ООО «Дорстар» компании «Ярд». Поговаривают, что фирма «Ярд» может принадлежать Артему Осипову – сыну экс-главы Минтранса. Сам Осипов сообщил, что у него «с сыном была договоренность, что, пока он находится на посту министра, фирма «Ярд» не ввязывается в дорожные контракты». Экс-министр заявил, что у его сына с генподрядчиком «Дорстар» не было контракта по Лапсарскому проезду. Его единственным небольшим субподрядом был в 2021 году проект по благоустройству территории в Канаше.
Тем не менее скандалы в республике, связанные с дорогами, уже были. Так, оппозиционные депутаты – коммунисты в регионе подчеркивали, что за 2022–2023 годы свыше 700 подрядов на миллиарды рублей в республике якобы были отданы кому-то без конкурентных процедур в виде торгов или аукционов. Законно ли это? В период СВО рядом распределений занимается оперштаб – без торгов, так что вполне может быть и законно. Но все же вопросов много, то есть тема с проверками назревала давно.
Здесь мы видим не просто конфликт интересов, а сомнение правоохранителей в ряде госконтрактов и распределении бюджетных денег через систему оперативного штаба, который, я напомню, за период СВО заменил аукционы и торги. Обыски и проверки у Минтранса и Минфина точно продолжатся, поскольку, как мы видим, речь может идти не только об одном контракте.
Вообще, подобные истории негативно сказываются на имидже главы республики. Ему будет важно в этот период нарастить свой имидж за счет других конкретно распиаренных тем или самому сделать ряд громких антикоррупционных заявлений. Но, как мы видим, пока глава региона осторожен в оценках и ждет решения правоохранителей.