Можно и дальше продлевать срок работы самопальных мусорных полигонов, но это грозит техногенными катастрофами


В Госдуму внесен законопроект, который предлагает продлить до 2028 года работу мусорных полигонов, построенных до 2019-го без документации. Объясняется это тем, что в 30 субъектах РФ еще нет новых полигонов, куда можно было бы перенаправить бытовые отходы.

То, что фактически во всех регионах России мощности полигонов отходов будут исчерпаны в ближайшие 5–15 лет, было понятно еще в начале 2010-х. Многочисленные планы, программы и проекты, которые фигурировали в отчетах все эти годы, в том числе положения федерального закона, предусматривающие закрытие «полигонов, построенных до 2019 года без документации» (иными словами – незаконных свалок) еще до 2023-го, во многом так и остались на бумаге. Конечно, что-то было спроектировано и даже построено, но, как оказалось, даже там, где это произошло, всех проблем это не решило, а в десятках субъектах Федерации нормальных объектов по обращению с ТКО до сих пор нет.

Конечно, можно продлить сроки работы самопальных «полигонов» еще на пару лет. Потом еще на пару. И так до тех пор, пока по всей стране не начнется серия техногенных мусорных катастроф. Ведь чиновнику важно «день простоять да ночь продержаться», пока он на должности. Поэтому до тех пор, пока не заработает реальная и серьезная ответственность для всех, по чьей вине сложилась эта ситуация, ничего не изменится.

Все это касается той экономико-правовой ситуации, при которой сфера управляется преимущественно административно. Это довольно порочный путь – до сих пор в мире не выявлено ни одной области экономики, которая была бы способна эффективно развиваться под управлением не бизнесменов, а чиновников. Отходы в цивилизованном мире – это очень выгодный бизнес, не случайно его так часто стремится подмять под себя криминал. Роль государства должна заключаться в установлении правил (нормативной базы и тарифных диапазонов) и контроле за их соблюдением. Где-то еще и в экономическом стимулировании (налоговые льготы или льготные кредиты, например). В этом случае бизнес, как и положено, будет конкурировать за клиентов – население, предприятия и муниципальные власти, предлагая услуги лучшего качества по меньшим ценам.

Однако федеральный законодатель пошел другим путем. И я готов поспорить, что если мы через пять лет вернемся к этому разговору, то вводной будет информация о том, что в десятках регионов регоператоры не удовлетворяют население, тарифы необоснованные,  продолжают действовать незаконные свалки и «необорудованные полигоны», а условная ТПП предлагает продлить срок их полного закрытия еще на пару лет.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: