Мост через Лену обещан в 2006 году, но воз и ныне там
На пост нового председателя правительства Якутии избран Кирилл Бычков. В отличие от сложившего полномочия премьера Андрея Тарасенко, Бычков полная и полноценная креатура действующего главы республики Айсена Николаева. Он «исторически сложился» на территории Якутии с 2018 г., но в контактах с якутскими властями замечен ранее. Впервые публично был засвечен в 2014 г. – посещал Якутск в должности управляющего партнера Black Swan Capital Partners Limited, небольшого оффшора, который числился среди акционеров компании «Якутскэкосети».
После назначения на должность и.о. главы республики и победы на выборах в сентябре 2018 г. Айсен Николаев назначил Бычкова сразу зампредом правительства. Никаких внятных свершений за г-ном Бычковым за это время не было – набор его должностных полномочий регулярно менялся. Он курировал то малый бизнес, то строительство моста через Лену, теперь вот будет бороться с бедностью. Это классический образец московского функционера, несколько выламывающийся из иконостаса якутских чиновников, но ничем не примечательный в плане деловых компетенций.
Никаких проблем с отставкой бывшего председателя правительства Андрея Тарасенко не было: за прошедшее время он не нажил врагов в Якутии, но и не снискал особой поддержки. Никаких попыток удержаться на посту не предпринимал. Технический премьер, чье появление в Якутии никто даже не потрудился внятно обосновать, он отработал положенный срок и, очевидно, сейчас ждет предложений из Москвы. С Якутией Тарасенко тепло попрощался, поблагодарил за возможность работать.
По поводу перспектив строительства моста через Лену. Проект прошел главгосэкспертизу, но это ни о чем не говорит. Такую же экспертизу проект моста проходил и в 2011 г. – это не помешало выбросить его в мусорную урну (Якутия потеряла около 240 млн. рублей!) в виду отсутствия финансирования. На сегодняшний день нет ничего:
1) не утверждена модель финансирования моста (в каких пропорциях Якутия, федеральное правительство и частный партнер будут финансировать строительство);
2) не утверждена сумма федерального софинансирования;
3) не определен источник финансирования (соответствующая федеральная программа). Моста нет в проекте бюджета на 2023 г., нет в проекте бюджета на 2024 г.
Из всех федеральных документов единственный, за которым есть какие-то деньги — Программа дорожного строительства на пять лет (2023-2027 гг), утвержденная распоряжением премьера Мишустина 20 июня 2022г. №1601-р. Там действительно есть упоминание моста и даже денег. Но так хитро, что федеральную сторону это ни к чему не обязывает.
По госэкспертизе стоимость моста – почти 130 млрд. рублей (это после уменьшения цены, было 176 млрд.). Но в распоряжении Мишустина она определена в… 35 млрд. рублей! При этом на 2023 г. запланировано 0 рублей; на 2024 г. – 0 рублей; на 2025 г. – 10,5 млрд. рублей… с оговоркой «объем финансирования на 2025 — 2027 годы будет уточнен при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий плановый период».
Иными словами, денег — нет.
В 2025 г., принимая бюджет, будут только решать — выделять ли на мост, или из-за текущих трудностей придется повременить? Есть обещание. Намерение. А там как пойдет. Как экономика выдержит санкции? Как рубль себя будет чувствовать? Мост через Лену обещан Владимиром Путиным 6 февраля 2006 г. Воз и ныне там.