Метро для Челябинска – это избавление от «провинциальных комплексов»
На днях челябинский губернатор Алексей Текслер представил проект строительства метротрама – модернизации трамвайных линий с использованием инфраструктуры недостроенного метрополитена. Уже сейчас можно сказать, что этот один из наиболее масштабных и амбициозных за последние десятилетия проектов, которые планируется реализовать в южноуральской столице.
Метро строится в Челябинске с 70-х годов прошлого века и давно стало притчей во языцех. Любому новому губернатору или главе города непременно задают вопросы, какой будет дальнейшая судьба метрополитена. Это классический случай из серии «казнить нельзя помиловать»: любой вариант решения влечет колоссальные затраты. Как материальные, что очевидно, так и репутационные для руководителя, который рискнет поставить точку в этом вопросе.
Я не эксперт в сфере транспорта и объективно оценить необходимость метро для города не возьмусь. Более того, даже у экспертов на этот счет существуют диаметрально противоположные мнения. Однако как социолог могу сказать, что метро городу необходимо в ментальном плане. Современная транспортная система с наличием метро – неизменный атрибут крупного мегаполиса. А у челябинцев, как ни стыдно это признавать, годами складывался мучительный комплекс неполноценности — в первую очередь, конечно, по отношению к Екатеринбургу. Горожане регулярно сравнивают Челябинск с соседним миллионником, и почти всегда это происходит не в их пользу. Настроение «тут ничего не развивается, тут уже ничего хорошего не будет» создает отрицательный образ Челябинска, причем формируется он руками самих жителей. Для дальнейшего развития города нужно переломить в первую очередь именно эту тенденцию.
Метро в Челябинске должно быть достроено. Нужно выдернуть эту саднящую занозу из общественного сознания, дать челябинцам повод больше гордиться своим городом, возможность ощутить свою ценность в масштабе страны и перестать комплексовать перед другими крупными городами. Стоит ли лечение провинциальных комплексов 46 млрд рублей? Вопрос философский. Бытие, конечно, определяет сознание. Но в данном случае, думаю, сознание должно определить бытие. Мощный рывок в развитии крупного промышленного города, безусловно, станет одним из факторов повышения благополучия страны в целом.
Пользоваться метротрамом челябинцы, конечно же, будут — хотя бы из простого любопытства на первом этапе, а в дальнейшем сформируются соответствующие привычки. А это повлечет естественным образом и решение проблемы пробок, снижение объемов вредных выбросов, улучшение экологической ситуации.
То, что Алексей Текслер рискнул взяться за достройку метро и твердо пообещал сделать это не когда-то в абстрактном будущем, а в самые кратчайшие сроки, — один из шагов по этому пути. Насколько реальны эти перспективы – покажет время. Но факт, что челябинский губернатор до сих пор не бросался откровенно популистскими лозунгами. Наоборот, он весьма осторожно дает какие-либо обещания и делится планами. Но если они озвучены, то воплощаются в жизнь. Поддержка челябинскому метрополитену была публично озвучена президентом РФ Владимиром Путиным, поэтому получение городом средств на реализацию проекта метротрама на сегодняшний день выглядит вполне реалистичным.