Местное самоуправление: вопрос денег встает достаточно открыто
Владимир Путин в Красногорске провел совещание, главной темой которого стала роль местного самоуправления в реализации национальных проектов. Президент заявил, что необходимо обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами. По мнению участников совещания, на сегодняшний день главная проблема в балансе муниципальных полномочий и финансирования, пишет «БИЗНЕС Online».
Надо понимать, что речь идет не только о балансе между финансированием и соответственно полномочиями местного самоуправления. Тут нужно еще задаться вопросом встраивания системы местного самоуправления в структуру федеративного государства, которое у нас есть.
Вообще, на самом деле, этот вопрос у нас стал возникать относительно недавно – около десятилетия. До этого времени данная тема оставалась в подвешенном состоянии. Например, сегодня даже если мы возьмем города федерального значения, то у нас вопросы внутригородских муниципальных образований достаточно обобщенно работают. Поэтому конечно, когда президент и правительство говорят о национальных проектах, о том, что нужно их реализовывать в том числе силами местного самоуправления, а те говорят, что до них не доходят деньги – такая реальность действительно существует. Потому что муниципалитеты получают денежные средства в рамках либо налоговых платежей, которые им отводятся, а это достаточно небольшая концентрация финансовых ресурсов, поскольку это вопросы либо местных налогов, либо каких-то небольших отчислений от федеральных и региональных налогов. При этом второй компонент – это неналоговые поступления от муниципального имущества, которые в разных муниципальных образованиях имеют разные доходности. И тут вопрос наполнения и адекватного количества денег встает достаточно открыто.
Вопрос, конечно, в решении межбюджетными трансфертами и здесь нужно понимать на кого возлагаются функции реализации с точки зрения самого нацпроекта, смотреть, кто является исполнителем данного вопроса и кому с точки зрения бюджетных правоотношений, бюджетных правил перечисляются данные деньги. Если за это несет ответственность федеральная власть, какое-нибудь федеральное министерство, то конечно, деньги муниципалитет никогда не увидит. Здесь нужно решать вопрос в виде субвенций, то есть межбюджетные трансферты в виде субвенций, которые с передачей полномочий, с передачей денежных средств должны поступать непосредственно тем исполнителям на муниципальном уровне, которые будут это исполнять.
Здесь в принципе вопрос внесения изменений не только в полномочия, но и в механизм реализации данного процесса. То есть если мы доведем эти механизмы до прозрачных, простроенных, то в принципе муниципалитеты не будут жаловаться. Они будут четко понимать, какие у них есть показатели в рамках нацпроектов и сколько у них есть денег. На сегодняшний момент пока это все-таки такие буксующие большие машины в виде нацпроектов, когда в принципе есть исполнители, координаторы и кураторы, но по сути до исполнителей, которых хотели бы видеть эти координаторы и кураторы в полном объеме не доводятся средства.
Вопрос назрел, президент начинает спрашивать. И в своих поручениях, которые буквально несколько дней назад появились на сайте Кремля, он будет спрашивать в том числе и за реализацию нацпроектов. Внесение изменений в Конституцию – это важный аспект, но это лишь вершинка айсберга. Тут нужно пересматривать и достаточно досконально решать вопросы со всей системой регулирования федерального и муниципального законодательства по взаимоотношению наших властей разных уровней подчиненности. То есть как только муниципальные власти будут видеть четко прописанный механизм финансирования их полномочий, связанных с нацпроектами, я думаю вопрос решится сам собой.