Мэрам будет еще сложнее работать из-за необходимости согласовывать назначения с депутатами, возможны конфликты
Госдума в третьем чтении приняла законопроект о праве муниципальных депутатов принимать участие в формировании местной администрации – утверждать или согласовывать заместителей администрации, руководителей отраслевых и территориальных органов.
Это, как указано в пояснении к законопроекту, зеркалка с федеральных лекал. То есть как Госдума утверждает зампредов правительства и министров, так и муниципальные депутаты могут утверждать замглавы администрации и начальников управлений.
Насколько это усложняет жизнь мэрам? Напомню, что мэры – это тоже теперь люди, не обладающие всей полнотой власти. У нас по нашему ФЗ есть глава администрации, а есть глава Совета депутатов, который фактически мэр. И это люди с разными полномочиями. Мэр ведет собрание Совета депутатов и фактически является главой представительной власти. А глава администрации, назначаемый мэром как раз по согласованию с депутатами, является главой администрации с правом подписи. Эта норма давно уже действует и усложняет жизнь мэрам, потому что без кворума и без одобрения губернаторской администрации назначить главу администрации, которого еще называют «сити-менеджером», невозможно. То есть у мэра есть 20 депутатов, например. И нужно, чтобы из них как минимум вашу кандидатуру поддержали 11 человек. А до этого надо еще пройти конкурс, принести документы на соответствие должности. Потом кандидатура будет утверждена собранием депутатов. Еще в специальную комиссию входит представитель губернатора, который тоже может наложить вето. А без него получается, что вы никогда не наберете нужное количество одобряемых голосов.
Поэтому фактически жизнь мэрам уже усложнена, а сейчас она будет усложнена еще и по назначению заместителей глав и других руководителей. Конечно, это повышает ценность мандата, потому что теперь мэр еще больше будет зависим от каждого голоса. Естественно, чем больше влияние, тем больше желающих получить это место.
На этой почве возможны конфликты. Да они уже и так есть. Было много скандалов в разных уголках страны, когда долго не могли избирать главу администрации, поскольку то депутаты не поддерживают мэра, то мэр против, то губернатор против и так далее. И такие баталии идут уже с 2012 года, уже больше 10 лет, как только появился институт сити-менеджера. А теперь еще это будут баталии по поводу замов, потому что часто приходит человек с командой, а депутаты могут сказать: «Вот этого зама мы не хотим, он нам не нравится». Часто бывает, что при всех заслугах человека, например, не хотят видеть, потому что фамилия у него не подходящая для данной территории. Или могут сказать, что вот этого человека мы не знаем, поэтому не хотим. Получается, что мэры приходят со своей командой, а потом половину теряют в баталиях с муниципалами.
Поэтому, с одной стороны, хорошо, что новый закон повышает конкурентность. С другой стороны, хорошо, когда у этой конкурентности понятные правила игры, а не выстроенные таким образом, когда ничего нельзя решить без губернатора или когда депутатов прессуют силовики, поскольку они кого-то не хотят утверждать. А на самом деле все, конечно, далеко от повышения демократических норм нашей муниципальной власти.