Лукавые цифры: почему Минфин обвиняет регионы
Общий дефицит региональных бюджетов, по оценкам самих регионов, составит в 2017 году 1,1 триллиона рублей, в это же время правительство оценивает их дефицит по итогам года лишь в 15 миллиардов рублей. Таким образом, из цифр, приведенных главой Счетной палаты Татьяны Голиковой, следует, что оценки регионов и федерального центра расходятся в 70 раз, сообщает РБК. По мнению Голиковой, регионы существенно завышают те расходы, которые планируют себе в процессе исполнения бюджета.
Первое, что нужно понимать – это доходная база регионов и федерального центра.Основные доходы РФ – это НДС, акцизы, платежи за недропользование. Это налоги, собираемые с самых доходных секторов экономики – нефтяной, газовой, металлургической, алкогольной и табачной промышленностей.
Основные налоги, формирующие региональный и муниципальный бюджеты – налог на имущество организаций, земельный налог, НДФЛ, налог на прибыль организаций. Следует отметить, что два первых налога имеют всегда уровень собираемости существенно ниже, чем уровень собираемости, например, НДС. Потому, что плательщиками этих двух (имущественных) налогов являются все организации, в том числе, находящиеся в стадии санации или банкротства. До сих пор у нас многие земельные отношения не оформлены, следовательно, и это – причина низкой собираемости земельного налога.
Таким образом, налоговый потенциал регионов, который рассчитывает Минфин РФ – это лукавые цифры, в реальности по большинству регионов недостижимые. Налоговая система в настоящее время является несправедливой по отношению к регионам-донорам, к которым мы можем отнести, например, Самарскую область. Она не стимулирует развитие собственного налогового потенциала. Регионы несут основную нагрузку по решению образовательных, медицинских, социальных проблем, в решении которых заинтересованы граждане. Федеральный же бюджет ориентирован на финансирование, в первую очередь, силовых министерств.
Теперь о расходах. Я в свое время говорил, что участие Самарской области в подготовке к Чемпионату мира по футболу будет губительным. Потому что РФ пообещает дать одни деньги региону, а фактически недодаст и уже недодаст. И региону придется дополнительно финансировать эти расходы, в том числе, за счет взятых в долг денег. Так оно и вышло.
Многие инвестиционные проекты по факту обходятся дороже, чем при планировании расходов. Голикова в настоящее время выполняет не социальный и не экономический, а политический заказ государства накануне выборов – она пытается показать, что федеральный центр делает все хорошо и грамотно, а вот регионы не умеют планировать свои расходы и живут не по средствам.
На практике это не так. Хотя, наверняка, есть отдельные регионы, которые ведут иждивенческую политику, которые на 70-95% существуют за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, и, которые заинтересованы в увеличении своих и без того раздутых расходов. Прежде всего, мы можем говорить о некоторых северокавказских регионах и иных национальных образованиях.