ЛДПР: пока номер два
ЛДПР провела Всероссийский Съезд партии, сделала достаточно большую и осмысленную работу, избрала свой путь и стратегию на выборах. Выборная федеральная десятка не удивила, там есть новые фамилии, но в большинстве своем, это люди, которые заменили занявших различные должности членов партии.
У ЛДПР все иначе. Чего стоит только последнее заявление о том, что они идут на выборы с тезисом восстановления России в границах СССР. Понятно, что заявление популистское и пропагандистское, но вопрос позиционирования партии решает. Нужно учитывать, что ЛДПР получается еще и выгодополучателем от внешнеполитической повестки. Социологические исследования показывают, такой эффект Жириновского как «оракула»: то, что сейчас происходит, Владимир Жириновский предвещал еще раньше. Именно так думают избиратели, и отдают свои голоса за харизматичного Владимира Вольфовича и его партию.
Стоит вспомнить жесткую позицию Жириновского и ЛДПР по Украине. Позиция эта возникла не после кризиса 2014 года, а была раньше. Люди на фокус-группах рассказывают, что Жириновский видел возможное осложнение отношений с Турцией. Яркая антизападная позиция Жириновского по вопросам отношения с НАТО, с США, — люди ссылаются на это.
ЛДПР удалось в некоторых регионах монополизировать и закрепить за собой темы критики очень острых экономических тем, например, темы ЖКХ, капитального ремонта. Были яркие выступления с требованиями отмены сбора средств на капитальный ремонт, поскольку власть не может ими распоряжаться эффективно. В то время, когда никто не предлагает решений по острым экономическим темам, безусловно, эти заявления пользуются спросом и попадают в конъюнктуру — партия привлекает себе сторонников. Проведена серьезная работа по подбору кандидатов, но ведь выборы – это не просто кандидаты, нужны еще ресурсы для проведения кампании. ЛДПР смогли решить обе задачи: подбор кадров и наличие финансирования. Финансирование видно по тому, как интенсивно партия уже ведет свою кампанию.
Если говорить о регионах, ЛДПР еще с весны ведут полноценную предвыборную работу. Быть может, она выглядела чуть слабее, чем «Единая Россия» с праймериз, но свою работу штабы вели постоянно. Количество материалов и качество работы показывают, что точно финансовые вопросы решены.
Слабые места власти известны. В первую очередь, это экономическая повестка: уровень доходов, медицинское обслуживание и так далее. Тема оплаты услуг ЖКХ становится более чувствительной на фоне ситуации с рублем. Понятно, что любая оппозиционная партия пройти мимо этой темы не может. За прошедшие 4 месяца этой темой наиболее эффективно смогли воспользоваться кандидаты ЛДПР.
Есть, конечно, Чувашская республика, где «Справедливая Россия» опережает ЛДПР, но в целом по регионам ЛДПР опережает конкурентов. На мой взгляд, ЛДПР, все же, более эффективно смогли использовать эту тематику. Показательно, что на второй позиции оказался не Михаил Дегтярев, а Игорь Лебедев — сын Владимира Вольфовича. Жириновский сохраняет свою партию как вождистскую. У ЛДПР достаточно сильные позиции в Тюменской области, исключая, наверное, Ямал. У нее хорошая поддержка на севере Сибири, есть сторонники в кавказских республиках. Не берусь судить о Москве и Санкт-Петербурге, но, думаю, что рост сторонников будет. Сейчас, если ничего не произойдет, ЛДПР в России становится партией номер два.