Курортный сбор в регионах должен расходоваться на то, что видят туристы
Власти Старополья предлагают увеличить максимальный размер курортного сбора в России с 100 до 200 рублей. Министерство туризма региона подготовило соответствующий законопроект для внесения изменения в федеральное законодательство. Также предлагается разрешить использование средств от сбора не только на развитие курортной инфраструктуры, но и на иные цели, в том числе проведение событийных мероприятий на территории курортов края.
Курортный сбор раздражает туристов, но к снижению турпотока повышение сбора в Ставропольском крае не приведет, поскольку даже при увеличении цены путевки сбор занимает лишь несколько процентов. Безусловно, туристам это неприятно. И не совсем понятно, как будет расходоваться этот повышенный сбор. Однако, на мой взгляд, спрос на это направление настолько хорош, что эта повышенная составляющая не приведет к снижению интереса.
Что касается распределения повышенного сбора, то пять лет назад, когда он только вводился, президент РФ совершенно четко сказал, что средства должны идти только на туристическую инфраструктуру. Если мы обозначим, что они могут тратиться на иные цели по усмотрению администрации, можно не сомневаться, что эти цели частично будут не туристическими, а общегородскими. На мой взгляд, они должны расходоваться на то, что видят туристы.
Повышение сбора и сам сбор – это хороший инструмент для небольших регионов, где бюджеты сопоставимы. Или, может быть, там, где деньги от туристов могут существенно улучшить городское бюджетное хозяйство. Приведу пример. Петербург в этом году с 1 апреля начнет применять курортный сбор. Город планирует собрать 500 млн рублей.
При этом городской бюджет Петербурга – 1 трлн рублей. Если мы поделим 500 млн, что выглядит внушительной цифрой, на 1 трлн рублей городского бюджета, то получим сотые доли процента. Зачем обременять отельную инфраструктуру такой малой копейкой, имея 1 трлн рублей городского бюджета, мне совершенно непонятно. Другое дело, если у вас какой-то маленький туристический поселок, как, например, Белокуриха, тоже участник эксперимента. Там, если я не ошибаюсь, курортный сбор в какой-то хороший год дал 10% муниципального бюджета. Вот такое соотношение я еще могу понять, поскольку сборы – это все равно очень трудоемко, энергозатратно, они раздражают туристов и дают отрицательный эффект.
Турбизнес всегда был против курортного сбора. Мы считаем, что это в какой-то мере антиреклама. С одной стороны, власть говорит, что нужно развивать внутренний туризм – приезжайте сюда и сюда, но прежде, чем заселиться в отель, бросьте в копилку 100–200 рублей. Это дает отрицательный эмоциональный эффект, и мы тоже должны его учитывать. Впечатления, которые мы оставляем у туристов еще до начала отдыха на курорте, тоже надо учитывать. На мой взгляд, баланс отрицательный.