Кухаруку предстоит выработать единый подход для бизнеса в части социальной поддержки, который примут все предприятия
Глава ХМАО Руслан Кухарук начал перезагрузку отношений окружных властей с ведущими экономическими игроками, представленными в регионе, сообщается в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Аналитики отмечают, что новый губернатор предложил четко прописанный «пакт Кухарука» – ряд системных требований, которые де-факто становятся условиями для продолжения работы бизнес-игроков в регионе. «Пакт Кухарука» подразумевает, с одной стороны, усиление внимания бизнеса к социальной, муниципальной проблематике, а с другой – оперативную работу власти с задачами, находящимися в сфере интересов предпринимателей, и максимальное устранение бюрократических барьеров, замедляющих реализацию проектов.
На мой взгляд, во взаимоотношении региона с ключевыми игроками нефтегазодобывающего сектора главную роль играет все-таки федеральный центр. Здесь важно, насколько точно соответствует решение региональных властей тому вектору взаимодействия, который определяется в Москве. В этом плане задача субъекта, скорее, «подносить патроны» в части опережающего строительства транспортной инфраструктуры, формирования тех или иных механизмов, снижающих издержки дочерних компаний нефтегазодобывающих холдингов, например «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и другие.
При этом совершенно очевидно, что перед губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Русланом Кухаруком стоит задача сформировать максимально благоприятные условия для функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в регионе. Прежде всего потому, что это основные налогоплательщики не только ХМАО-Югры, но и Российской Федерации. Напомню, что почти четверть доходов страны формируется именно за счет налогов, мобилизуемых на территории ХМАО, то есть каждый четвертый рубль в бюджет России поступает из Югры.
Что касается социальной проблематики при взаимодействии с бизнесом, то это один из ключевых вопросов, которые предстоит решить Руслану Кухаруку. Необходимо отметить, что в сложившейся практике взаимодействия нефтегазовых компаний с базовыми муниципальными образованиями, к сожалению, единых подходов не выработано. Например, предприятия «ЛУКОЙЛа» в Когалыме занимают подчеркнуто значительную роль в этом вопросе для муниципалитета, наполняя бюджет не только в рамках существующего системного налогообложения, но и отдельными крупными финансово емкими проектами на территории. Практика «ЛУКОЙЛа», к сожалению, не распространяется на другие компании. Подобным вниманием и заботой не могут похвастаться жители Нижневартовска. Дочерние компании «Роснефти», разрабатывая крупнейшие месторождения, куда менее масштабно участвуют в развитии социальной сферы и инфраструктуры муниципалитета. На мой взгляд, перед Кухаруком стоит задача выработать общие решения, направленные на удовлетворение интересов жителей ХМАО и на формирование единых унифицированных подходов, которые были бы приняты всеми крупными предприятиями региона.