В груп­пе рис­ка по за­мо­роз­ке ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов на­хо­дят­ся прак­ти­че­ски все ре­ги­о­ны где есть на­ча­тые круп­ные про­ек­ты. Возь­ми­те лю­бой про­ект – транс­порт­ный, ин­же­нер­ный или стро­и­тель­ство ста­ди­о­нов, раз­бив­ка пар­ков – вез­де есть рис­ки по той при­чине, что лю­бо­му про­ек­ту та­ко­го рода тре­бу­ет­ся до­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ство ба­зо­вых строй­ма­те­ри­а­лов. На мой взгляд, это сей­час яв­ля­ет­ся са­мым уз­ким ме­стом ин­фра­струк­тур­но­го пла­ни­ро­ва­ния, по­то­му что мож­но сколь­ко угод­но вкла­ды­вать де­нег, но воз­ни­ка­ет во­прос, как это все в ито­ге стро­ить.

Си­ту­а­ция, ко­то­рая сей­час сло­жи­лась в про­из­вод­стве ба­зо­вых строй­ма­те­ри­а­лов, вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом: при­мер­но на 50% мощ­но­стей за­ви­си­мость от им­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния мо­жет со­став­лять от 50 до 100% (ком­плек­ту­ю­щие, ма­ши­ны, обо­ру­до­ва­ние и так да­лее). Если вы­пуск по­ло­ви­ны про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей в зоне рис­ка, то надо смот­реть, как это от­ра­зит­ся на про­из­вод­ствен­ных про­грам­мах уже сле­ду­ю­ще­го года. Ве­ро­ят­но, ка­кие-то вещи про­сто бу­дут при­оста­нов­ле­ны. Та­ким об­ра­зом, вос­пол­не­ние нехват­ки им­пор­та в этой сфе­ре на се­го­дняш­ний день име­ет се­рьез­ный вес: не бу­дет строй­ма­те­ри­а­лов – не бу­дет стро­и­тель­ства – бу­дут за­мо­ро­же­ны фе­де­раль­ные и ре­ги­о­наль­ные фи­нан­со­вые ре­сур­сы (вы­де­лен­ные, но в дело не по­шед­шие). Для ре­ги­о­нов это тем бо­лее обид­но, по­то­му что если они не стро­ят, не по­ка­зы­ва­ют про­дви­же­ния в про­ек­тах, то и на фе­де­раль­ную по­мощь рас­счи­ты­вать не мо­гут. А на­сколь­ко уже они в этом пер­со­наль­но ви­но­ва­ты – это во­прос уже сле­ду­ю­ще­го по­ряд­ка.

Есте­ствен­но, это одно из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний – под­держ­ка им­пор­те­ров. Пра­ви­тель­ство сей­час ста­вит за­да­чу вос­ста­нов­ле­ния им­пор­та. Без им­пор­та очень труд­но осла­бить курс руб­ля до ком­форт­ных для бюд­же­та (не для экс­пор­те­ра) пре­де­лов. Тут нуж­но вы­хо­дить в ко­ри­дор 60–65% и смот­реть, куда дви­гать­ся даль­ше. Что­бы это про­изо­шло, нуж­но сти­му­ли­ро­вать про­из­во­ди­те­лей строй­ма­те­ри­а­лов, мо­жет быть, предо­став­лять им до­пол­ни­тель­ное льгот­ное кре­ди­то­ва­ние на по­куп­ку недо­ста­ю­щих обо­ру­до­ва­ния и ком­плек­ту­ю­щих. В те­ку­щем, да и в сле­ду­ю­щем году им­пор­то­за­ме­ще­ние по этим на­прав­ле­ни­ям се­рьез­но­го эф­фек­та не даст. Года че­рез пол­то­ра – да, на­вер­ное, но стро­ить надо и до кон­ца это­го года.

Про­бле­ма усу­губ­ля­ет­ся еще и тем, что про­из­вод­ствен­ные ли­нии от дру­же­ствен­ных стран, ко­то­рые на­хо­дят­ся в до­ступ­но­сти, по ка­че­ству до­ста­точ­но се­рьез­но усту­па­ют тем, ко­то­ры­ми сей­час осна­ще­ны пред­при­я­тия. Это се­рьез­ная про­бле­ма: если мы не хо­тим сры­вать сро­ки стро­и­тель­ства, то надо за­ду­мать­ся, как мы про­из­ве­дем необ­хо­ди­мое ко­ли­че­ство строй­ма­те­ри­а­лов. В дан­ном слу­чае во­прос фи­нан­си­ро­ва­ния уже вто­ри­чен.

И на дан­ный мо­мент это уже ска­зы­ва­ет­ся. Если по­смот­реть объ­ем вво­да жи­лья за пять ме­ся­цев это­го года к уров­ню про­шло­го, то он вы­рос в пол­то­ра раза, но если по­смот­реть ввод в мае это­го года по от­но­ше­нию к ап­ре­лю, то он по­те­рял боль­ше 17%. То есть сей­час мы до­ста­точ­но ощу­ти­мо рас­тем от­но­си­тель­но низ­кой базы вре­мен «ко­вид­ной за­мо­роз­ки», но это не по­вод для гор­до­сти, по­то­му что уже ска­зы­ва­ет­ся де­фи­цит пред­ло­же­ния в сфе­ре ба­зо­вых строй­ма­те­ри­а­лов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: