Кредиты сократить, дотации увеличить: как спасти региональную экономику
Вопрос структуры финансов регионов имеет долгую историю и непростую нынешнюю подоплеку. Еще во времена СССР было понимание, что распределение всех средств из всесоюзного центра лишает регионы стимулов к развитию. Как плохо ни работай, все равно переведут деньги для выравнивания бюджетов. Чем хуже работаешь, тем больше переводят.
В девяностые был провозглашен лозунг: «Берите суверенитета сколько сможете проглотить!» Это предполагало отказ от федеральной поддержки (денег в государственной казне просто не было для латания всех региональных дыр) в обмен на возможности субъектов самостоятельно искать и собирать деньги в собственные бюджеты, кто как может. В итоге доходило до проектов и местных денег.
В начале двухтысячных был серьезный спор о принципе построения бюджета страны. Или основные налоги и основную ответственность оставлять в нижней части пирамиды власти — на муниципальном уровне, далее часть налоговых поступлений оставлять на уровне субъектов федерации, для решения уже региональных задач, а на федеральный уровень перечислять только столько налогов, сколько нужно для выполнения общегосударственных полномочий, перераспределяя эту нагрузку по регионам в соответствии с их налогооблагаемой базой. То есть поступление налогов в одном направлении — снизу вверх. Вторая концепция подразумевала минимизацию налоговых поступлений на нижних этажах государственной пирамиды, концентрация всех основных поступлений в федеральном центре, и уже потом перераспределение денежных потоков сверху вниз. Победила именно эта идея.
Такое состояние дел опять же не способствовало росту энтузиазма в развитии региональных экономик и налогооблагаемой базы.
Вторая беда — это отсутствие внутренних институтов инвестирования в экономическое развитие. С одной стороны, в данной ситуации мейнстримом считается привлечение инвестиций из-за рубежа, при практическом запрете ЦБ РФ на рублевые инвестиции из собственных средств. С другой стороны, в России вообще нет стратегического центра, организующего экономическое развитие страны, а экономическое развитие регионов и подавно.
Минэкономразвития — это некий рейтинговый орган за бюджетный счет периодически выдающий негативные и неправильные прогнозы, как все будет плохо (или хорошо), а потом еще хуже (или лучше). Данное министерство не экономику развивает, страны в целом и регионов в частности, а со стороны смотрит, как эта экономика еще существует. Пока цены на нефть росли, в федеральном центре хватало средств и на собственные проекты, и на региональные проблемы. Но эти деньги кончились. Не привидится их в ближайшие годы.
Большинство региональных бюджетов физически не в состоянии справиться с возложенной на них нагрузкой. В нынешней экономической и финансовой логике это просто невозможно. А «пряников сладких всегда не хватает на всех». Соответственно, нужно принимать решение из серии лучшее среди худших.
Кредиты сократить, дотации увеличить, но так как федеральный Центр уже не может покрыть все расходы в объеме даже нынешнего, не лучшего для регионов года, то приходится искать нестандартные ходы. Если в 2016 году на бюджетные кредиты для регионов было выделено 338 млрд. руб., то на будущий год таких кредитов планируется только 100 млрд. руб., плюс на 100 млрд. руб. будут увеличены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. А где еще недостающие 138 млрд. руб.?
И вариантов тут не много. Так как развивать региональную экономику, используя инвестиционные возможности ЦБ никто не собирается, а инвестиций из-за рубежа в нынешних политэкономических условиях ждать может только сумасшедший, то вариантов не много.
Или изыскивать средства в других федеральных карманах, предположим в федеральных целевых программах, таких как Развитие Северного Кавказа. Или начинать процедуру списывания бюджетных кредитов (благо их сейчас больше, чем коммерческих) с регионального баланса. Или заставлять регионы снова наращивать коммерческую закредитованность. Или сокращать их обязательства по содержанию регионов. Или комбинация из четырех перечисленных вариантов, в зависимости от региональной специфики.
Дальше можно говорить о том, что чем больше регион зависит от федерального Центра, тем меньше у него должно быть полномочий и самостоятельности в трате этих средств. Что реально бюджет таких субъектов должен контролироваться от туда, откуда поступают и средства, то есть о введении внешнего управления. Нужно говорить об ответственности региональных руководителей за формирование таких бюджетов, и не просто с переходом их на другую высокую руководящую должность..