«Газпром» ежегодно тратит около 30–50 млрд рублей на газификацию. Этот процесс включает три стадии: «Газпром» строит магистральную инфраструктуру, «Газпром» и регионы делают инфраструктуру по региону, жители или муниципалитет разводят по поселку за свой счет.

Монополизм «Газпрома» и аффилированных структур, которые занимаются подключением, приводит к тому, что серьезно завышается стоимость конечного этапа для потребителя. В Подмосковье это стоит от 300–500 тысяч и до 1 млн рублей, при этом столько же или больше тратят сам «Газпром» и регионы на первые два этапа.

На разумную газификацию (обеспечить сетевым газом всех жителей с потребностью, где это экономически эффективно) по той схеме, что есть сейчас, нужно от 1,5 трлн до 3–4 трлн рублей. Если делить на 30–50 млрд, то это десятки лет. Поэтому при текущем подходе газификация не будет завершена ни до 2036 года, ни до 2040-го.

Вопреки расхожему мнению, по нашим оценкам, поставки сетевого газа на  внутреннем рынке газа идут в плюс. Поставки населению не убыточные, особенно сейчас, когда внешние рынки под санкциями. Только население может дополнительно  потреблять 15–30 млрд кубометров. Это выгодно и «Газпрому», и стране, и населению. Но надо правильно организовать процесс.

Согласно логике, «Газпром» зарабатывает на внешнем рынке, а внутренний работает в ноль или дотируется, а газификация, которой может заниматься только «Газпром», идет не как прибыльный проект, а как социальный. Но если процесс нормально организовать, то за 10 лет можно уровень газификации поднять на 7–8 процентных пункта – до 76–80 %. Это значит, что к газу смогут подключиться почти все жители газифицированных регионов, кто сейчас не имеет центрального отопления или сетевого газа. Это удачный и экономический, и социальный проект – уйти от дров и прочего в пользу более эффективного и экологического топлива.

Было хорошее предложение от челябинского губернатора Алексея Текслера, который ранее занимал пост замминистра энергетики. Он предложил с газом сделать то же, что с электроэнергией пять – семь лет назад: структурировать и регламентировать процесс, просчитать и обозначить сроки, ограничить стоимость подключения. Ведь есть регионы, где бесплатно, где недорого и где очень дорого.

В этом случае надо поручить Минэнерго и правительству РФ выстроить этот процесс, а «Газпрому» – выделить дополнительные деньги (они у компании есть). Или же воспользоваться предложением освободить от НДПИ. К слову, наш институт сформировал это предложение еще года полтора назад. Новый объем газа надо освободить от НДПИ (это примерно 1000 рублей с 1000 кубометров газа). Этих денег достаточно, чтобы сделать поставки газа коммерчески очень выгодными.

Условно говоря, есть два варианта: 1) мы не ускоряем газификацию и не поставляем новый газ – и никому это ни плюс, ни минус, 2) мы поставляем новый газ, газифицируем новое село и первые пять – семь лет не платим НДПИ на новые объемы газа. Остальное все платим: налоги на прибыль, на имущество, НДС, а когда проект окупится, начнем брать НДПИ, но уже с новых объемов добычи и поставок.

Мы делали подробные исследования по Краснодарскому краю. Это регион с растущим населением и высокой плотностью расселения, что делает его особенно привлекательным для ускорения процессов газификации. Там до 0,5 млн человек без газа, которые, на наш взгляд, по экономическим, географическим, природным условиям могли бы быть подключены. Это очень выгодный экономически проект.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: