«Коалиционное правительство» Островского: эволюция структуры и вызовы для Смоленска


Алексей Островский – один из первый губернаторов-оппозиционеров «новой волны». В 2012-м году он был назначен губернатором Смоленской области, в 2015-м выиграл прямые выборы как кандидат от ЛДПР. Итогом многолетней работы на посту главы Смоленщины, а также одним из главных инструментов, который позволяет главе региона получать поддержку местных элит и сохранять свои позиции в течение долгого времени, стало «коалиционное правительство». Принципы его действия — максимально широкое представительство сторонников различных политических сил в областной администрации и постоянная эволюция. Сегодня в «коалиционное правительство» входят представители КПРФ, ЛДПР и «Единой России». Вполне возможно, что уже в ближайшее время формирование коалиции завершится и в областном центре, Смоленске.

Есть ключевые фигуры, которые на протяжении долгого времени находятся в его составе,  представляя собой главные опорные точки взаимодействия партии и губернатора. Так, одним из вице-губернаторов долгое время остаётся Николай Кузнецов, ранее участвовавший в выборах губернатора Смоленской области как кандидат от КПРФ. Впоследствии он был приглашён на должность вице-губернатора и до сих пор сохраняет свой пост.

«Коалиционное правительство» — не заржавевший механизм. Основа его эффективности — обновление в зависимости от возникающих задач.  Новыми членами «коалиционного правительства» стали Алексей Гусев в конце 2018 года и Руслан Черных в начале 2019-го.  Гусев занял место ушедшего в правительство Василия Анохина, курировавшего бюджет и финансы. Стоит отметить службу Гусева в органах налоговой полиции России и опыт на должности начальника департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области. Очевидно, что при включении в состав областной администрации новых кадров учитывается уровень их профессиональной компетентности, которую они смогли продемонстрировать на других постах в регионе.

Развитие механизм «коалиционного правительства» в Смоленской области характеризуется не только изменением его состава, но и растущей вовлеченностью губернатора в процесс контроля за его деятельностью. Можно выделить инструменты мотивации участников, а также строгую отчетность перед губернатором. Так, начиная с первого марта в Смоленской области контракты с вице-губернаторами заключаются сроком на полгода, а не на год, как это было ранее. Новые более жёсткие условия – это ответ на новые вызовы для региона. Логика, в которой продолжает работать губернатор, — это ориентация на майские указы президента, реализация национальных проектов. Проектный подход требует плотного взаимодействия между начальниками департаментов, главами управлений и депутатским корпусом. Отсюда и более плотный контроль со стороны губернатора.

В 2019 году в Смоленской области реализуется 41 региональный проект в составе 9 национальных проектов. Проблемы были выявлены при реализации нацпроектов «Образование» и «Демография», что повлекло служебные проверки и дисциплинарные взыскания в отношении начальника управления по делам молодёжи и гражданско-патриотическому воспитанию Олега Иванова и начальника департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Елены Соколовой. По результатам проверок трудовые отношения были прекращены с Соколовой.

Эволюция механизма «коалиционного правительства» обеспечивается за счет расширения состава участников. Системообразующим было взаимодействие «Единой России» и ЛДПР – губернатор обеспечивал  поддержку большинства, «Единая Россия» укрепляла позиции в регионе. Также в коалицию входили коммунисты. За рамками коалиционного консенсуса традиционно оставалась «Справедливая Россия». Сейчас позиции партии несколько ослабли (в Смоленском городском совете больше нет депутатов от «Справедливой России» — депутат Журавкова вышла из нее), представителей на уровне муниципалитета (Смоленска) у «Справедливой России» не осталось. Участие в  коалиции позволит «Справедливой России» укрепить своё влияние в регионе. Готовность к сотрудничеству уже выразила как сама партия, так и губернатор.

Одним из вызовов для правительства Смоленской области стал конфликт с теперь уже бывшим главой регионального центра Владимиром Соваренко. Формат теплоснабжения областного центра стал вопросом, вокруг которого началось противостояние региональной и муниципальной властей, которое со временем лишь усиливалось.

Алексей Островский сумел заручиться поддержкой большинства политических сил региона, его инициатива об отстранении Соваренко была поддержана «Единой Россией», ЛДПР, КПРФ и «Справедливой Россией», за отставку проголосовали 28 из 29 депутатов Смоленского городского Совета. Такой уровень консолидации — косвенное свидетельство эффективности механизма «коалиционного правительства», с помощью которого достигается консенсус в местных элитах.

К издержкам конфликта можно отнести отставку с поста вице-губернатора Льва Платонова (ЛДПР), курировавшего в областной администрации вопросы физкультуры и спорта. Наблюдатели говорили о лояльности Платонова прежней администрации Смоленска и о лоббировании им частных бизнес-интересов на уровне города в период конфликта, ставшего угрозой для работы областного правительства.

Неудивительно, что теперь Смоленск представляет собой зону повышенного внимания губернатора — ситуация в городе формирует наиболее значимые актуальные вызовы для работы «коалиционного правительства». Прежде всего это повышенное внимание выражается в активном участии Островского в решении проблем города, экономических и инфраструктурных. Показателен и подход к подбору кандидата на пост мэра Смоленска, которым в результате стал Андрей Борисов (ЛДПР).  Первичный отбор кандидатов осуществлялся сформированной конкурсной комиссией, затем Борисова единогласно поддержали депутаты городского Совета. Назначение на пост мэра Смоленска Борисова, вице-губернатора Смоленской области, должно стать дополнительным элементом, который поможет сохранить баланс сил в области и распространить действие механизма «коалиционного правительства» на областной центр.

 

Send with Telegram
bookmark icon