Киоски и другая стихийная торговля появятся везде, бизнесу надо выживать


Рассуждая о перспективах российской торговли, стоит говорить не только о киосках, но и о других формах стихийной торговли, характерных для стран с неразвитой экономикой. Все эти форматы позволили людям выжить в 1990-е годы. Учитывая, что нынешний кризис будет не менее тяжелым для экономики, подобные форматы, хотят того власти или нет, появятся практически везде.

Это будут не только киоски, но и барахолки, вещевые рынки, продажа из рук в руки. Все эти истории вполне ожидаемы, поскольку помогают мелким предпринимателям что-то заработать и прокормить себя, а покупателям – что-то приобрести подешевле, минуя официальные каналы продажи товаров.

Плюсы стихийной торговли мы все прекрасно знаем: занятость и рабочие места. Минусы тоже вполне понятны – безналоговая продажа. Вероятно, такие формы будут возвращаться, а налоговые поступления в бюджет с розничной торговли – снижаться. Альтернативы этому нет, поскольку неформальные каналы продажи могут быть в социальных сетях, через сайты. Сегодня необязательно стоять около вокзала и что-то продавать. Малому и среднему бизнесу надо выживать, из-за инфляции с начала года население уже обеднело, а индексировать доходы пока только собираются, да и то не всем. При росте бедности растут и продажи в неформальных секторах.

При этом подобные форматы торговли пропали далеко не везде. Их вытеснили решением властей из крупных городов. Но, приобретя некоторые элементы цивилизационных форм, они остались во многих регионах. Например, все так же работают вещевые рынки (и не так далеко от Москвы). Более того, популярности такого вида продаж способствует давление на импортеров. Объем беспошлинного ввоза для личных целей был заметно увеличен совсем недавно. Это неплохая цена закупки для малых предпринимателей, этот лимит вполне вписывается в классику челнока. Все годы этот лимит постепенно снижали, но совсем недавно его вновь повысили в несколько раз.

Пустующие сегодня торговые площади и дальше, скорее всего, будут пустовать. Уходят не только те, кто умел торговать и умел готовить, массово уходят практически все, кто торгует на других рынках. У российских производителей вряд ли есть возможности настолько нарастить мощности. В пустующих ТЦ торговать просто будет нечем. А что там еще делать? Организовывать какие-то центры госуслуг? Вполне возможно, но объемы освобождающихся площадей несопоставимы с возможными запросами на этот счет. Вероятно, часть помещений могут занять компании или структуры, которые аффилированы с бюджетом.

Например, власти могут что-то открыть там, если речь идет о богатом городе. Но это неактуально для большинства субъектов РФ. Частично в пустующие площади могут переехать пункты выдачи онлайн-площадок, которые сейчас расположены в подвалах. Но их формат не предполагает большой площади, им не нужно столько помещений, сколько было у крупного и даже у среднего магазина.

Кто-то связанный с онлайн-торговлей из подвала все-таки переедет, поскольку в этом сегменте не такое большое падение. Если арендные ставки упадут, они вполне могут воспользоваться ситуацией и выйти на более презентабельный уровень. А больше некому.          

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: