Как все уляжется, иностранные компании вернутся как миленькие
Во-первых, иностранные компании еще никуда не уходят – они приостанавливают работу. Через несколько месяцев они вернутся. Во-вторых, практически все они сохраняют зарплату сотрудникам. Национализацией их только припугнули. И они испугались, сказали, что будут платить зарплату, несмотря на то что деятельность замораживается. В целях сохранения политической репутации они объявили, что уходят с российского рынка, но все уляжется – и вернутся как миленькие.
Другой вопрос, будут ли их здесь ждать. Я этого не знаю. Если, например, предприятия будут национализированы, то для самих сотрудников ничего и не изменится. Всегда есть Китай, который готов возместить все необходимые запчасти и поставить любое оборудование. Сейчас бизнес как раз занимается тем, что договаривается с Китаем на эту тему. Он всегда готов ради собственной выгоды прийти на помощь. Иностранцы очень скоро это поймут. Например, Ford под Санкт-Петерургом был закрыт три дня, в настоящее время он продолжает работать. Я не исключаю, что то же самое будет и с другими предприятиями. Их, кстати, по России не так уж и много, в основном это торговля. Но ничего критичного в этом нет – откроются другие бутики.
Предложением о национализации их реально припугнули. Когда такое предложение выдвигает не последний во власти человек, то к нему стоит прислушаться. Андрей Турчак – это руководитель правящей партии, если он об этом говорит, значит, это обсуждается как вариант и может быть даже реализовано.
Я на выходных был в ЦУМе: там закрыто существенно меньше 5% магазинов. Народ очумело смотрит на эти закрытые двери, люди не понимают, что происходит, что изменилось. Если это политика, так закрывайтесь и уходите. Вы решили и нашим (временно закрыться, а потом открыться), и вашим (поддержать общественное мнение и сохранить репутацию)? Ну так надо определиться: либо крестик, либо трусы. У народа такой взгляд на ситуацию.
С учетом того, что ситуация серьезно накалена, я не исключаю, что власть примет какие-то конкретные меры по уменьшению в России западного присутствия, в первую очередь торгового. Что касается производственного присутствия, я не очень понимаю, в чем здесь проблема. Предприятия – тот же Danone – частично работают и сохраняют зарплату. С другой стороны, эти йогурты делают из пальмового масла и даже хорошо, что их нет. И то же самое с Макдоналдсом: все равно это еда из ГМО и однозначно неполезная, особенно для подростковых желудков. Что касается бутиков, то очень часто там не родные изделия, а реплики (даже в крупнейших магазинах). Это тоже общеизвестный факт.
Я прекрасно помню, как во второй половине 1998 года стали оживать российские производители и уже через год у нас все было заполнено российской продукцией. И бытовую химию, и все остальное начали выпускать сами именно из-за того, что импорт стал невыгоден. Тогда импорт был невозможен, потому что очень дорого, сейчас – потому что санкции. Но тогда все поднялись. Если бы власти не начали укреплять курс рубля в начале нулевых и сворачивать инициативы (нефть росла – неинтересно было ковыряться с реальным производством), у нас бы сейчас имелись крупнейшие отечественные производители. Тот же стиральной порошок, мыло и зубная паста – все было бы свое. Тогда оно уже было свое, но потом исчезло, потому что рубль укрепился, параллельно выросли доходы людей, стало выгодно завозить продукцию из-за бугра. А после дефолта у нас в основном все свое было. Этому способствовало и расширение денежной массы, и увеличение кредитования реального сектора, потому что фондовый рынок сдох. Тогда российская экономика была «загашена», нефть стоила копейки, но реальное производство стагнировало. Я не о том, возможно ли повторение, я о том, что нужно вспомнить, как это было в 1998–1999 годах, и сделать соответствующие выводы, чтобы не повторить тех ошибок и двигаться дальше, забыть, что иностранцы к нам придут и что-то сделают.
Из-за того, что ушли европейские бренды одежды, мир не перевернется, их место займут китайцы. Есть много качественных китайских брендов, но мы о них не знаем. Более того, в России в крупных городах продаются не фирменные изделия, а реплики, подделки. Этого никто не скрывает, но и открыто, конечно, тоже не говорит. Однако, как правило, все эти подделки «склеены» в том же Китае, их очень сложно отличить. Но и российские, и иностранные бизнесмены делают на этом сверхприбыли.